Новости

08 / 02 / 21

Ветеран Авиации Ахунов Фанус Закирович

Screenshot_120.jpg

Наш Ветеран Авиации Ахунов Фанус Закирович.

Отмечает свой 85-летний юбилей.

Сегодня, накануне празднования Дня работника гражданской авиации (9 февраля), я хочу рассказать про нашего ветерана авиации, человека скромного, но для нас бесконечно дорогого, который проработал в гражданской авиации 58 лет и в течение трех десятилетий возглавлял Совет ветеранов Уфимского авиапредприятия.

Фанус Закирович родился 24 января 1936 года в деревне Кумьязы Балтачевского района Республики Башкортостан. В 1941 году, когда началась Великая Отечественная война, его отца забрали на фронт, маленькому Фанусу было всего 5 лет, а братишке 3 годика, через год пришло извещение, что Ахунов Закир пропал без вести под Сталинградом. Таким образом, мама Нагима одна воспитывала двух маленьких мальчишек в самое тяжелое военное время. Житейские проблемы и трудности приходилось испытывать и старшему сыну Фанусу.

В 1943 году он пошел в 1-й класс в своей деревне, а далее 8-10 классы учился в районном центре Балтачево в 5ти километрах от родной деревни. После успешного окончания Балтачевской средней школы, встал вопрос, куда пойти: работать или учиться. Три друга - одноклассника решили пойти учиться в Троицкое авиационное техническое училище гражданской авиации по примеру односельчанина, возможно, на выбор повлияло желание носить красивую форму одежды и получить полное государственное обеспечение. Успешно поступили и отучились. После окончания училища с отличием, друзья поехали в Ашхабад, так-как в Уфу не было распределения. Там Фанус Закирович начал свою трудовую деятельность авиационным техником по эксплуатации самолёта Ан-2. Одним из первых освоил вертолёт Ми-4 как авиационный техник, а затем стал и бортмехаником Ми-4. Когда в Гражданской Авиации планировали эксплуатационные испытания нового вертолёта Ми-6 в Туркмении, в условиях высокой температуры, в экипаж был включён Фанус Закирович, как специалист, имеющий большой опыт работы в подобных условиях. Как вспоминает Фанус Закирович: вертолёт Ми-6 был сложным и капризным в эксплуатации, особенно при высоких температурах наружного воздуха. Основные проблемы вертолета, это помпаж (неустойчивая работа) двигателей, а иногда происходили отказы двигателей. При отказе одного двигателя, полёт и посадка особой сложности не представляла. За время эксплуатационных испытательных полётов два раза были отказы обоих двигателей, когда необходимо экстренно перевести вертолёт в режим авторотации и посадить перед собой.

При первом отказе обоих двигателей экипаж произвел посадку на хлопковое поле, без повреждений, за что всем членам команды вручили почётные грамоты Министра Гражданской Авиации СССР и именные часы. Как первый инструкторский экипаж Гражданской Авиации на Ми-6 им приходилось вводить в строй экипажи в Красноярске, Тюмени и Ухте. Также им приходилось перегонять вертолёты Ми-6 по всей территории СССР. По результатам эксплуатационных полетов и выявленных экипажем недостатков, заводом был доработан двигатель, после чего прекратился помпаж. За испытание Ми-6 Фанус Закирович был награждён знаком отличник «Аэрофлота». Долгое время он работал старшим бортмехаником лётного отряда, как передовик производства, избирался в райком и горком партии КПСС.

Постоянное желал вернуться на родину в Башкирию, что осуществил в 1980 году. Перевелся в Уфу на должность бортмеханика Ми-4, далее переучился на Ми-8. После списания с лётной работы по состоянию здоровья, в 1984 году был назначен на должность заместителя командира 172 лётного отряда по политико - воспитательной работе. После развала СССР и упразднения партийного влияния в отрасли, Фанус Закирович был назначен на должность заместителя начальника отдела кадров Уфимского объединенного авиаотряда и далее ведущим специалистом по работе с ветеранами в ОАО «МАУ». Сегодня находится на заслуженном отдыхе, но связь с ветеранами авиации не теряет.

Где бы не работал, всюду проявлял себя как грамотный специалист, дисциплинированный, исполнительный, обладающий организаторскими способностями. Коллеги и соратники характеризуют Ахунова Фануса Закировича, как человека трудолюбивого, целеустремлённого, отзывчивого. Эти качества снискали ему глубокое уважение и авторитет.

Фанус Закирович – отличный семьянин, вместе с любимой женой воспитавший прекрасных детей. Дочь Ирина работает учительницей русского языка и преподаёт в медицинском колледже в Уфе.

Сын Ренат пошел по стопам отца. После окончания с отличием Бугурусланского лётного училища, начал летать на Як-40 в городе Чарджоу, далее на Ту-154 в Ашхабаде, Уфе. В Москве освоил самолёты А-319, А-320, летал в качестве командира самолёта, пилота инструктора. Последние годы по контракту работает в Китае. Внук Тимур так же поступил в Бугурусланское лётное училище.

Таким образом, Фанус Закирович основал и возглавляет семейную династию пилотов Гражданской Авиации.

За многолетний добросовестный труд Фанус Закирович награждён:

- Нагрудным знаком «Отличник Аэрофлота» в 1963 году.

- Медалью «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина».

- Медалью «Ветеран труда».

- Почётными грамотами: Президиума Верховного Совета Туркменской ССР; Министерства транспорта РФ; Приволжского УГА; Уфимского Городского Совета.

-Почётным знаком Президиума Совета Всероссийской организации ветеранов.

-Имеет звание «Почётный работник транспорта России».

Дорогой Фанус Закирович! Такого юбилея достигают только счастливые люди. Но главное – сквозь годы Вы пронесли тепло души, частицу сердечности. Мы, ветераны авиации Башкортостана Вас любим, ценим, уважаем и гордимся. Желаем Вам крепкого здоровья, благополучия, счастья, и чтобы дети, внуки и правнуки только радовали Вас!

Screenshot_121.jpg

Материал подготовил коллега - Ягафаров Р.Г.