Статьи и публикации
Нам нравятся люди….
Которые знают, что прежде чем пожать, надо посеять. Коллектив «Ветеранов авиации Башкортостана», выражают признательность за жизненную позицию, за патриотизм, за добросердечность и выдающиеся спортивные достижения Прохорову Петру Михайловичу! Достойного нашей галереи - Героев. За неувядающую любовь к авиации и к спорту, которые он пронёс через всю свою жизнь и, на деле доказал, что человеку влюбленному в небо и в жизнь, под силу все! Хотя и родился он в злую метель 13 февраля 1952 года, Всевышний наградил мягким, отзывчивым и теплым характером. В семье рабочих он был не единственным, поэтому было все строго и требовательно. Отец готовил себе помощника на заводе, а душа юноши бредила небом. Однако, даже при аттестате с хорошими отметками и положительной сдаче экзаменов не хватило баллов для поступления в авиационный техникум. А поступление в кулинарное училище раздосадовало отца и он проявил жесткость : - «Не нужен нам повар. Пойдешь на завод». На заводе молодых рабочих взяли на учет допризывников и по разнарядке ДОСААФ направили на курсы телеграфистов, что не огорчило, а воспринялось как ступенька к мечте. На курсах познакомились и стали друзьями с Ю.Шаймордановым, Г. Казьминым, Г. Игумновым, Р. Сираевым, И. Хайрнасовым.Нас в одно время призвали в Армию. И в последствии, как лучших направили в г. Канск для получения военной специальности стрелок – радист. Запомнился первый полет в августе 70 года и радость от того, что я в полете была неописуемой. Пусть и не за штурвалом …Нежданно в «учебке» пришлось стать командиром взвода из-за срочного ухода в отпуск на 3 месяца сверхсрочника. В подчинении более 30 ровесников и все с амбициями, пришлось проявить и спортивный характер и твердость в исполнении «Полевого Устава», что было воспринято сослуживцами положительно. Этот опыт очень пригодился в жизни. Закончилось обучение. Нас разбросали по аэродромам. Я с друзьями попал на Дальний восток на Ту – 16 «Барсук», а Г. Казьмин и Ю.Шаймарданов на Ту – 95 «Медведь» в другую часть. Однажды в полете произошел неординарный случай; пожар в моей кабине, который как утвердила высокая комиссия, мог стать катастрофическим, но благодаря грамотным и правильным действиям стрелка – радиста закончился инцидентом, который не помешал завершить боевое задание экипажу, но оставил ожоговые шрамы на руке и в душе Петра Михайловича. Как поощрение предложили остаться на сверхсрочную и получить специальность воздушный оператор – заправщик. на танкере дозаправщике. Но тянуло на малую Родину домой. Планы менялись от обстоятельств. Караганда на пути домой чуть не стала местом дальнейшего проживания. Посетил аэропорт, а там сказали: - «Собирайся завтра едешь учиться на штурмана. Как закончишь обучение - выбирай Ил – 18 или Ми – 6», но судьба привела на заводской аэропорт Максимовки, ставший впоследствии родным и трудиться здесь в качестве радиста на всех приписанных типах. Освоил и Ли –2, и Ил -14, и Ан -24,и Ан -26 и еще бы многие типы, но инцидент в Быково на самолете Ан -26 приземлил, а воля и желание жить в полную силу возвратили в спорт. Оказывается взлет с застопоренными рулями невозможен… ,в этом пришлось убедиться экипажу. После заседания комиссии - всех списать на год с летной работы, а мне медицина определила в небо подниматься не выше домашней лестницы. Однако есть такие структуры; - ВЛЭК, ВТЭК, МСЭК с которыми пришлось «биться» долго, долго и, победив их, я приобрел большой опыт, который пригодился при спасении жены от онкологии. И так в конце этой борьбы я с налетом 8700 в возрасте 34 лет - п е н с и о н е р … Осознанно и целенаправленно явился в родные спортивные залы стадиона Гастелло, где занимался пауэрлифтингом , боди, армрестлингом для себя и с группами. Стал тренером –общественником. В 1996 году присвоили квалификацию тренера преподавателя высшей категории. Появилась уверенность, что смогу развивать новый вид для региона армспорт. Новый вид тем интересен, что надо не только тренироваться, а еще изучать и контактировать с теми, кто уже освоил. Не все удавалось сразу, но результаты пошли. Первая «Грамота» была с Рабочей Спартакиады РБ в 1994г. далее ученики радовали на всех соревнованиях отличными результатами и в Республике, и в Приволжье, и на России. А миллениум – 2000 порадовал получением -1 го «Мастера Спорта», через недолгий период их стало – 9 и 11 учеников стали постоянными членами сборной команды России.
По предложению председателя комспорта республики Самородова создали «ассоциацию армспорта». К этому времени юноши и взрослые члены сборной и лично мои уже завоевали в общей сложности 55 медалей различного достоинства на Чемпионатах и Первенствах Европы и Мира это считаю достижения мои как участника и как тренера. Существующий в свое время фестиваль рукопашных и борцовых видов РБ в честь памяти Акзамова Г.А. председателя Госком спорта (который стоял у истоков армспорта), принес с 2002 по 2011г.г. в копилку командных достижений 9 первых, 4 вторых, 4 третьих мест. Итого за 12лет -79 медалей из 165 разыгранных на этом форуме. Исторически Федерацию содал в 2001г. при Минспорте , а в 2009г. оформил в Минюсте России. Спортивная общественность направила в минспорт России предложение для присвоения мне «Заслуженного тренера России» в 2010 г., но приостановили рассмотрение из-за письма завистников. Пока разбирались с кляузами затерлись в бумажной крутоверти документы на присвоение. Бывает в жизни обстоятельства сильнее планов. Семейные связанные с болезнью супруги и большая нагрузка с ведением работы в Ассоциации вынудили отойти от дел общественных и передать руководство последователям (сказать правду, они не смогли расширить и развить идею) ассоциация и коллектив потеряли ведущую роль и стали терять позиции. Мне было больно видеть такое состояние дел, в этом виделись не только субъективные, но и объективные причины, происходящие в государстве. Похороны супруги и утрата роли любимого вида спорта превознеслинекоторый пессимизм в жизненную картину, но не такой характер у нашего Героя. Он влился в состав «Ветеранов авиации Башкортостана» и делает много для возрождения спорта среди старшего поколения и немаловажно среди людей оказавшихся в учреждениях ФСИН. Активно под флагом ВА РБ с 2017г. Ежегодно начиная с 2022г. в день Десантных войск на площадках парка Патриот, там всегда можно наблюдать веселое скопление людей, желающих принять участие за призы и медали (приобретенные на личные средства) у организатора в специальной униформе Петра Михайловича Прохорова! Вот такойнаш ветеран и жизнелюб, стремящийся сделать мир вокруг себя лучше иинтересней. В одном из многочисленных интервью он удивил ведущую выразившись: «Что, если после сна проснулся и ничего не болит, то ты неживой уже…». После того как брови ведущей застыли на лбу у кромки волос Петр Михайлович пояснил, что в моем возрасте чтобы ничего не болело не бывает. Жизнь продолжается и после невзгод. Дети выросли, получили не по одному высшему образованию, внуки оперились и советовали позаботиться о себе. Серебреный возраст это не конец жизни. Повстречал вторую половину одиночества. Сошлись с Людмилой для путешествий, для работы в огороде, для помощи детям в воспитании внуков, а их у нас много с обеих сторон. «Так пусть все сбудется, что снилось. Все, что радовало глаз, чтобы счастье поселилось в доме запросто у вас!» Ваши достижения в спорте вызывают восторг у подрастающего поколения и воспитывают у них дух веры в себя и в свои силы. Здоровья, успехов и удачи в добрых делах, любовь взаимопонимание станут спутниками долгой и счастливой жизни!
PS. После участия , на мероприятии Международного аэропорта, проникся идеей проведения совместных празднований и это хорошая мысль.
Беседу записал Габитов Р.Ш. 6 сентября 2024 года. (1168)
" Праздник авиаторов "
Подготовка к празднику началась за долго до его начала. В этом году он имел свои особенности. Впервые он проводился совместно с УВД, работники которого приняли активное участие как в подготовке, так и в проведении праздника. Он проходил в год семьи и 450-летия Уфы, столицы Башкортостана. Профсоюзным комитетом ветеранов авиации был намечен план мероприятий по проведению праздника.
Уфимские бортпроводники провели генеральную репетицию, отметив международный день бортпроводника. В канун праздника вертолетчики во главе с Р. Ш. Ягафаровым провели презентацию книги, которая повествует о славных и ярких страницах их истории.
Небесная канцелярия благосклонно отнеслась к авиаторам и позволила провести праздник при хорошей погоде. Начался он с поздравлений и награждений. Добрые пожелания прозвучали в адрес авиаторов от руководителя Профсоюзной организации ветеранов авиации Р. Ш. Габитова и руководителя
УВД Башкортостана Р. Р. Фархутдинова.
Наши друзья, летчики из "Первушино", порадовали нас и детей своим мастерством и полетами. Восхитило и выступление танцевального ансамбля членов детского клуба имени Ф. Ш. Утяшева.
Громкие аплодисменты были заслуженной наградой.
На празднике царила дружеская обстановка, хорошее настроение и веселье. Многие не виделись друг с другом продолжительное время и были рады встрече. Для детей проводились игры. Фотографировались на память. Знакомились с информацией, опубликованной на стендах. Звучала музыка, исполнялись песни, танцевали. Особая благодарность тем, кто подготовил этот замечательный праздник. Он надолго останется в наших сердцах и нашей памяти.
Мы вас хотим объединить всех тех, кто верит в дружбу и в авиации забыть свою не может службу
Эти незамысловатые слова, являются строчками из эпигрофа нашей профсоюзной организации и имеют глубокий смысл в жизни ветеранов. А жизнь идет своим чередом. Завершились сроки пребывания председателя Мустафина Рустэма Ибрагимовича и требовалось проведение отчетно – перевыборной конференции. Подготовка была многократно обсуждена на встречах и профкоме. За 2х разовый срок накопилось много хорошего, но и за 9,5 летний период, стали проявляться оппортунистские высказывания отдельных членов, что вынудило здоровое большинство провести заседание профкома с включенным вопросом в повестку… недопустимость дискредитации Устава и Положения членами профсоюза. Однако все попорядку. Предоставленный зал в Дворце машиностроителей был празднично украшен и расцвечен флагами, баннерами и портретами заслуженных ветеранов. Повестку оповестили для всех заблаговременно. Ведущий конференцию Рафаил Габдрахманович Ягафаров постарался выдержать и повестку, и регламент. Отчет Мустафина Р.И. получился кратким, отразил все крупные мероприятия и события, а их на его срок выпало много, благодаря личной активности и боевому профкому. Участвовали во всех мероприятиях и Республики, и Города, перечисление всего займет много места и времени. Вот основные; - 100 летие Республики, 100 летие Мустая Карима, 100 летие Ф.Ш.Утяшева, 5летие нашей организации, 100 летие М.Г. Гареева, 100летие Воздушного Транспорта, 90 летие Башкирской авиации. Все эти мероприятия широко освещались и в региональной прессе, и у нас на сайте, а также в информационных заметках. К юбилейным датам многие ветераны были отмечены Почетными Грамотами, Дипломами, Грамотами от всех уровней властей, а также отраслевых, городских и наших поощрительных наград. Желающие проверить своё здоровье воспользовались услугами Московских поликлиник и ЦКБ. Все ветераны, решением профкома, были награждены знаками - «90 лет Башкирской авиации». Отмечая добрые дела, выступающий, попросил добавить ему еще время для полного освещения. В заключении сказал, что с таким профкомом нам было все поплечу. Далее члены профкома и активисты добавляли, и информировали конференцию о важных событиях. Как посещали концерты, ходили в походы, выезжали на экскурсии по родному краю и за рубеж, встречали праздники и провожали в «последний путь»…Во всех делах просматривался неугомонный характер и боевитость руководителя, Рустэма Ибрагимовича. Он достойно был избран в состав Президиума ПЛС России, где за активность отмечен, «Почетным Знаком». Свой отчет представили и Ревизионная комиссия. Нареканий по использованию денежных средств - не обнаружено, но было отмечено, что сбор взносов не полный и имеются должники. Выступления в прениях были довольно эмоциональными, но оценивали работу положительно. В итоге в Постановление огласили «работу оценить как удовлетворительную». При утверждении несколько членов профсоюза были «против или воздержались», но их количество не повлияло на результат, так как голосующих «за» и многократно превышало их, по подсчету счетной комиссии. Выборы председателя обновление профкома и ревизионной комиссии как ожидалось было довольно бурным. Из 2х кандидатур на должность председателя; - Габитова и Щиглинцева - второй взял самоотвод, а 1й – дал согласие, подчиняясь решению профкома, где накануне прошло обсуждение. Вячеслав Николаевич в своем выступлении опираясь на СТ. 40 стал рассуждать о невозможности нахождения под эгидой нашей организации сторонних, как выразился; - « Членов не летной профессии». Хотя, если дочитать статью до конца, то она заканчивается: - «В ППО кроме членов летных экипажей в/с и (или) пенсионеров из их числа, также работников других профессий (включая, пенсионеров из их числа), связанных с членами летных экипажей общими производственными интересами, и социально - трудовыми правами». Конец цитаты, что в корне опровергает измышления оппонента. Итог подвел председательствующий; - председателем избран Габитов Р.Ш., профком и ревизионная комиссия обновлены на 1/3.
В выступлениях делегатов 18 съезда прозвучала озабоченность уменьшения роли профсоюзов в решении насущных вопросов, трудовых и социальных проблем, из-за попыток блокирования не социально орентированых работодателей, (менеджеров – оптимизаторов в основной массе). У них «во глове угла» не Человек труда, а прибыль и доходность…Руководители ПЛС не опускают руки и ведут борьбу в «трех-сторонней комиссии» за нас, включая и БОРТПРОВОДНИКОВ, за достойное пенсионное обеспечение. Также возвращение их в состав экипажа воздушного судна, так как было ошибочным перевод в кабинный при принятии действующего ВОЗДУШНОГО КОДЕКСА, на тот момент нового. Коллеги рассказали, что хорошее впечатление произвел, Анатолий Григорьевич Мисирев. В своем докладе он подробно рассказал о патриотическом воспитании подрастающего поколения. Роль ветеранов трудно переоценить; - «И мы ответственны за их воспитание» - заявил на съезде оратор. Не обошли и то, как ветераны участвуют в помощи бойцам СВО. Лозунг - «Мы вместе» был многократно подтвержден реальными действиями неравнодушных ветеранов нашего профсоюза. К сожалению находились и такие , которые выступали с критикой и пытались найти негатив в действиях профсоюза, но основная масса членов профсоюза(в глазах злопыхателей «стадо баранов»), дали достойный ответ таким «товарищам». Выразили свое отношение к этим людям словами; - «Нам с ними не по пути…». И вот к концу конференции председательствующий объявил о вручении Поздравительных адресов Юбилярам, у которых дни рождения совпали с днями подготовки и проведения большого собрания коллег. Адреса вручили с не большой суммой денег Гарифуллиной Римме Разифовне, одному из активнейших членов в отстаивании чистоты и справедливости в наших рядах и Хазипову Рамилю Гикрамовичу достойному представителю кагорты - «небесных Граций», точнее «небесных Рыцарей»! Председатель конференции объявил, что повестка исчерпана, задача выполнена и пригласил всех на коллективное фотографирование. По залу прошел гул поддержки и одобрения ведущему конференцию. Пожелания успехов и здоровья, которое так необходимо в нашем возрасте и они прозвучали в заключительных словах из уст присутствующих. И снова слова из эпигрофа : - «Всех, кто не может не любить своих друзей и небо. И кто без них не может жить, как без воды и хлеба!».
Информация подготовлена Р.Ш. Габитовым.20 мая 2024 года.
Индексация страховых пенсий, дополнительное социальное обеспечение, ветераны труда
1. Принят Федеральный закон от 08.07.2024 № 173-ФЗ «О внесении
изменений в статью 17 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» и статью 26-1 Федерального закона «О страховых
пенсиях».
С 2025 года страховые пенсии работающих пенсионеров будут ежегодно индексироваться. Индексация (увеличение) будет рассчитываться по величине пенсии в которой учтены все индексации за все года с учетом фиксированной выплаты (8134, 88 р. в 2024 году), а прибавляться это увеличение будет к размеру страховой пенсии, которую получает работающий пенсионер.
После завершения работы пенсионер будет получать страховую пенсию и
фиксированную выплату с учетом пропущенных индексаций с 2016-2024 год и ежегодных индексаций с 2025 года.
Увеличение страховых пенсий будет производиться дважды: с 1 февраля 2025 года по уровню инфляции и с 1 апреля 2025 по уровню доходов СФР.
Для работающих пенсионеров останется и увеличение с 1 августа с учетом заработанных балов (не более трех, стоимость одного бала в 2024 году 133 рубля). Стоимость бала берется в год назначения пенсии.
2. С 1 августа 2024 изменится и величина доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом № 155-ФЗ. К сожалению, величина доплаты
уменьшится. Это прогнозировалось. В налоговые органы было направлено письмо с просьбой дать разъяснение о причинах уменьшения поступивших взносов. Проведено несколько встреч Президента ПЛС России Бойчука М. Ю. с руководством налоговых органов. По информации налоговых органов с июня 2023 года по май 2024 года в составе ежемесячных поступлений
отражались суммы страховых взносов, поступившие по рассрочке (задолженности), представленной по постановлению Правительства РФ от
17.01.2023 № 28 (порядка 193 млн. рублей ежемесячно), которые с июня 2024 года не поступают. Из поступивших взносов в апреле, мае, июне 2024 года 269 млн. рублей были возвращены, т. к. они некорректно (ошибочно) были зачислены на счет Федерального Закона №155-ФЗ и использованы в предыдущем квартале. Все это, естественно, снизило величину доплаты.
Ошибки происходят из-за введенного с 01.01.2023 года единого налогового платежа. Законопроектом №577 665-8 «О внесении изменений в части 1 и 2 НК РФ и отдельные законодательные акты РФ о налогах и сборах» уплата
взносов в соответствии с Федеральным законом №155ФЗ и №84ФЗ будет исключена из единого налогового платежа и взносы будут уплачиваться обособленно отдельным платежом, как и было до 2023 года. Законопроект уже принят в первом чтении. По имеющимся неполным данным доплата к пенсии уменьшится и по максимальной величине составит приблизительно 30000 рублей.
Точная информация будет дана после получения приказа СФР.
С 1 июля 2024 года заработала Единая цифровая платформа в социальной сфере и теперь все сведения о выданных удостоверениях ветеранов труда будут поступать во все органы власти, которые имеют доступ к этой
платформе. Теперь не нужно везде подтверждать свой статус. Все сведения о нем уже будут доступны при обращении за соцуслугами.
ПЛС России неоднократно поднимал вопрос о расширении ведомственных наград, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда». В настоящее время в Минтрансе России предусмотрена только одна ведомственная награда, дающая право на присвоение звания «Ветеран труда»- «Почетный работник транспорта России».
04 июля 2024 года в Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации с участием представителей Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Министерства
транспорта Российской Федерации, Министерства энергетики Российской Федерации , соответствующих отраслевых объединений профсоюзов и работодателей состоялось совещание по вопросу о практике присвоения ведомственных знаков, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда». В совещании принял участие председатель Координационного совета Общероссийского объединения профсоюзов гражданской авиации,
Президент ПЛС России М.Ю. Бойчук.
Принято решение рекомендовать Минпромторгу России, Минтрансу России, Минэнерго России провести консультации с отраслевыми объединениями профсоюзов и работодателей в целях выработки согласованного подхода к обеспечению участия профсоюзов при осуществлении процедур, связанных с награждением ведомственными знаками отличия, дающими право на
присвоение звания «Ветеран труда».
В НЕБЕ СРОДНИ БОРОЗДЕ НА ЗЕМЛЕ!
Так называлась статья в газете «Сплоченные небом», посвященная 55-летию трудовой деятельности и накануне 85 летия Валерия Дмитриевича Шалашова. Он входил в ведущее звено плеяды руководителей Гражданской авиации республики. При ближайшем рассмотрении его биографии можно выделить несколько основных черт характера. Вот как они звучат в стихах Наталии Богатиковой, работницы метеослужбы аэропорта "Уфа":
Он лицо нашей культуры
И пилот от Бога он;
Увлечение – физкультура,
«БАЛ» - второй по жизни дом!
Интеллект его без грани,
С авиацией на «ты»
И приятно на собраньях
Узнавать его черты.
В «БАЛе» все ему знакомо,
Дорого на что ни глянь.
По системе Иванова
Закаляется как сталь!
Чтоб ненастьям не случится,
В жизни было хорошо
И за Вас, небесный рыцарь,
Выпить с Вами не грешно.
Пообщаться с Вами рады
Вы звезда среди миров!
Экс глава всего отряда
Наш Валерий Шалашов.
Точнее и объемнее сказать трудно!
Шел 1933 год, было голодное и холодное время… А в горах, где расположен Златоуст, у подножия горы Таганай, эти ощущения скрадывались красотой и удаленностью от центра, что имело преимущество в стабильности и недостаток в доступности скоротечных изменений в жизни страны. Вот в этот год и в этом месте первого января в семье появился на свет первенец – Валера. Для отца помощник, а для мамы надежда и опора в будущем.
Как признается Валерий Дмитриевич:«Мое детство и юность прошли на железнодорожной станции города Златоуст, расположенного в горах. Что такое самолет реально не видел до поступления в училище. Я мечтал об авиации и профессии летчика. Это желание стало естественной реакцией на события, которыми жила страна."
Челюскинская эпопея и первые Герои СССР лётчики: Ляпидевский А.В., Леваневский С.А., Молоков В.С., Каманин Н.П., Слепнев М.Т., Водопьянов М.В., Доронин И.В. Бурное развитие авиации! Мировые рекорды Громова М.М., Чкалова В.К., Коккинаки В.К., Москва их встречала так же, как в будущем будет встречать Юрия Гагарина и следующих космонавтов. Кинофильмы «Истребители», «Чкалов», «Воздушный извозчик», «Небесный тихоход» и призыв Комсомола «Молодежь - на самолет!» формировали у мальчишек желание идти в авиацию.
Отечественная война внесла поправки в жизнь страны. Кинохроника, сборники о ВОВ, встреча с дядей Батеевым М.М., который воевал в Финскую и Отечественную летчиком-истребителем и имел высокие правительственные награды. Он рассказывал о фактических событиях, о роли авиации в современной войне. Всё это только укрепило в Валере желание стать военным летчиком. Окончив Златоустовский машиностроительный техникум, он с друзьями пришел в военкомат с заявлением о направлении в авиационное училище. Пройдя медицинскую и мандатную комиссии, в Горкоме партии получили заключение - направить в скоростную авиацию. Что это такое? Ребята точно и не представляли. В итоге все пятеро оказались Балашовском военном училище летчиков дальней авиации.
Здесь впервые Валерий увидел самолет, посидел в кабине Ли-2….был в полнейшем восторге! "Впечатления превзошли все мои ожидания. Учился упорно, закончил с отличием!", говорит Валерий Дмитриевич.
К сожалению, Хрущев Н.С. выступил с заявлением, что с появлением ракетной техники «дальняя авиация» потеряла свою значимость. "Офицерская форма осталась при нас. Направили в Энгельсское училище, из него – в Омское. Из Омска оказался в Славгороде. Наш авиационный полк был брошен на уборку первого целинного урожая 1954 года (один миллиард пудов казахстанского зерна). Затем переучивание на замечательный самолет – фронтовой реактивный бомбардировщик Ил-28, получил приглашение и дал согласие работать инструктором в Омском летном училище, но по распоряжению командования оказался за границей, в Силезии (Польша), город Бжег на Одере.", вспоминает Валерий Дмитриевич.
Это было замечательное время. Полеты и постоянное повышение боевого мастерства путем отработки элементов реального боевого применения. А в свободное время – спорт. Получение всех допусков к выполнению полетов на бомбометание с малых и больших высот, днем и ночью по всем существующим в то время системам. В итоге, стал «атомщиком» (носитель атомной бомбы).
Вот один из эпизодов армейской службы Валерия Дмитриевича. Вызывают по тревоге ночью на аэродром и дают боевое задание экипажу - вылет на условное бомбометание в сопредельном государстве. В его экипаж "подсаживают" штурмана-лоцмана для ведения связи на иностранном языке и устанавливают дополнительное оборудование «РОМС» для точного выхода на цель. "Взлетаем ночью, штурман дает информацию по курсам, я вручную четко выдерживаю, идем с набором высоты. Набрали заданную и взяли курс на соседнее государство. Заход на территорию со стороны нейтральной зоны и в полном радиомолчании. Через какое-то время команда от штурмана-лоцмана держать курс -178 градусов, высоту- 8100, выдерживать без отклонений в течении 3-х минут. Выполняем, к концу истечения указанного времени докладываю «Условное бомбометание по намеченной цели – выполнил!». И через 2,5 часов полета возвращаемся перед рассветом на базу. Уставшие от напряжения и ночного пилотирования. Вроде обычный полёт...", очень подробно вспоминает Валерий Дмитриевич. Но не тут-то было! На следующий день, командир полка вручает экипажу золотые именные часы, а штурмана – лоцмана представили к государственной награде. Как оказалось, этот полет был выполнен на выявление точных координат наземных локаторов уже не условного, а реального противника. Локаторы были установлены и засекречены, нашим долго не удавалось определить их расположение.
Подготовка к предстоящей войне была серьёзной, были определены цели для атомных ударов. Вспоминая и задумываясь, говорит о том времени:" А если бы началась война, смог бы я лететь с атомной бомбой и нанести удар? Не сомневаюсь – смог бы, не раздумывая о последствиях." И продолжает: "Однако сейчас думаю иначе. Создание оружия массового у н и ч т о ж е н и я является преступлением против человечества. Жизнь штука интересная….
После выше описанного полета я внутренне почувствовал себя ассом и был уверен, что все мне по плечу и все умею. Но, вместе с тем, вдруг пришлось испытать и жёсткость тюремных нар, на которых в своё время находился убежденный антифашист Эрнст Тельман. А я отсидел 5 суток ареста за хулиганство, как оценил командир авиаполка. Действительно в этот день были полеты, где мы успешно поразили цели, прибыли на аэродром и с «этажерки» зашли на посадку в родной авиабазе. Настроение отличное. Скоро встреча с семьёй, а затем с друзьями на волейбольной площадке, вот и расхулиганился. Не учёл скорость и радиус разворота и крылом своего самолета Ил-28 повредил крыло другого самолета при заруливании на стоянку. Умение подвело! Нет, скорее, самоуверенность!? Но гауптвахта дала возможность переоценить свои действия и согласиться с тем, что было в приказе командира."
В 1960 – 61 г.г. по Вооруженным Силам прокатилась волна по сокращению Армии на 1мил. 200тыс. человек. Больше всего пострадала авиация. После сокращения, Валерий Дмитриевич получил звание майора и оказался в числе безработных. В первый раз жизнь преподала урок, бросив в пучину тревог и исканий. Как бы сейчас сказали – на выживание. Гражданская авиация была переполнена и в пилотах не нуждалась. Это самое тяжелое состояние, когда ты вчера был на высоте, полон сил и планов и вдруг понимаешь, что ты песчинка ни кому не нужная. Четыре долгих месяца без работы, без средств к существованию жизнь в картофельном подвале с семьёй и с крысами, которые не хотели пускать людей в свои владения и проявляли жуткую агрессию вплоть до укусов…
В конце концов приняли на Уфимский моторостроительный завод в техотдел, а мечта о полетах не покидала лётчика. В апреле 1962 года поступил в Уфимский объединённый авиаотряд (УОАО) пилотом Як-12, радость была огромная, хотя завод не отпускал «ценного специалиста». "Теперь я снова пилот и развожу почту по северному маршруту Уфа-Бураево-Татышлы-Янаул-Николо-Березовка-Уфа. Вскоре командир Авиаэскадрильи Мустафин У.Х. предложил перейти на Ли-2. С этого момента начинаются настоящие рейсовые полеты."
1-го января 1963 года – начало работы нового аэродрома, где по сей день находится аэропорт "Уфа". Весь лётный состав перешёл на новый аэродром. В УОАО тогда была всего одна транспортная эскадрилья Ли-2, а основной состав авиапарка спецприменения состоял из Ан-2 и вертолетов. Летом 1963 г. произошла замена командования Уфимского ОАО в связи с катастрофой Ан-2, и командование объединённым отрядом принял легендарный руководитель – Утяшев Фуат Шарипович. Он был замечательным организатором с большим опытом руководителя и летчика. Всю свою будущую жизнь посвятил развитию УОАО в крупное авиационное предприятие и это ему удалось. Он получил поддержку первого секретаря Обкома Нуриева З. Н. В 1965г. первые экипажи уехали на переучивание на новую машину Ту-124, который для отряда стал первым реактивным воздушным судном.
В феврале 1967г. начинается переучивание на также новый для отряда самолёт Ан-24. В этот период прибыл из Кировограда Шамиль Исмагилович Юсупов. Он уже переучился на Ту-124, но полетать на нем ему не пришлось, на него были возложены обязанности по формированию экипажей на турбовинтовые самолёты Ан-24. Объём полетов увеличивался в геометрической прогрессии, потребности в авиаперевозках были огромные. Из Уфы открывались все новые и новые трассы: на юг, в Среднюю Азию и на Восток. Именно из Уфы впервые в Министерстве ГА началось освоение местных воздушных линии самолётами Ан-24 в аэропорты Белорецк, Сибай, Нефтекамск, Октябрьский, Баймак! Главной особенностью и сложностью полётов в эти аэропорты было то, что там были грунтовые аэродромы. За эту важнейшую для всего СССР работу лично от конструктора О. П. Антонова предприятие получило благодарность и макет Ан-24 «за раскрытие возможностей в использовании на грунтовых аэродромах».
Общеизвестно, что движущей силой прогресса являются люди. К счастью, в тот период отсутствовала выборная система. Назначение на должности осуществлял глава отряда Утяшев Ф.Ш., оценивая по деловым качествам, профессионализму, работоспособности и ответственности. В отряде сформировалась своя школа обучения лётного состава и за опытом приезжали в Уфу! Большое значение во взаимоотношениях между командным и летным составами сыграло назначение командиром Лётного отряда (ЛО) Юсупова Ш.И. Его принципы обучения и воспитания, требовательность, доброта и, главное, человечность создали очень хорошую обстановку в коллективе. "Я был у него заместителем и старался сохранить в себе его методику общения, приняв от него в дальнейшем командование ЛО. Строгость и требовательность лётного руководства, бывало, вызывала иногда недовольство со стороны пилотов, но время подтвердило - в летном деле требовательность лишней не бывает."
Отряд под руководством Валерия Дмитриевича был признан одним из лучших в Приволжском управлении ГА (ПУГА) и в МГА по подготовке экипажей к полетам по второй категории ИКАО и по присвоению и повышению классности пилотов. Отряд внес огромный вклад в освоение Севера при строительстве нефте- и газопроводов, обеспечивал бесперебойное выполнение спецрейсов по доставке грузов и вахтовых рабочих. От этой работы зависела скорость освоения северной кладовой.
"В моей памяти - вспоминает Валерий Дмитриевич - много полетов, про которые говорили «Впервые выполнен полет….».Эти полеты требовали высокого профессионального мастерства и ответственности. Сегодня без зазнайства могу сказать про коллектив: «Он состоял из настоящих профессионалов, способных выполнить нестандартные, трудные полетные задания».
Что же произошло в стране, что такой коллектив не смог противостоять грядущему развалу? Изменилась обстановка в стране. Разрушилась крупнейшая в мире авиакомпания «Аэрофлот». Рухнула структура управления гражданской авиации и система контроля, потерялось чувство ответственности. О сложившейся чрезвычайной обстановке в ГА РФ заявила Международная комиссия ИКАО, выполнившая проверку состояния деятельности и безопасности полетов в ГА РФ в 1994г. Комиссия обратилась к правительству РФ с предложением о необходимости принятия экстренных мер по устранению вскрытых недостатков и необходимости реализации всех выводов комиссии и правительственных планов по восстановлению ГА. Этот отчет не получил должного внимания и многие позиции остаются не реализованными по сегодняшний день.
В авиакомпании «БАЛ» с 1990 по 2004 год у руля побывало девять директоров. Их организаторские способности оставляли желать лучшего. Бездумно изменялась структура предприятия и т.д. При этом исчезли реальная оценка деятельности руководства и её эффективности в развитии предприятия. Приходили люди , которые не прислушивались к мнению опытных работников, на конференциях и встречах говорили одно, а делали противоположное. При наличии больших преимуществ местоположения аэропорта, оснащённости самыми новыми на то время системами и технологиями, наличия топливопровода прямо с Уфимского НПЗ, владения большим количеством разных типов воздушных судов, имея отлично подготовленный летный состав – мы потеряли пассажиропоток, транзитные рейсы. Почти все показатели по основной деятельности за этот период были отрицательными, что и привело в дальнейшем к банкротству одного из лучших авиапредприятий СССР и РФ.
В начале 90-х годов а/к «БАЛ» принимала участие в трёх авиасалонах в Москве, там компания была признана как крупная с большим потенциалом. Стали поступать предложения на открытие регулярных рейсов в города Европы, но они были отвергнуты руководством. Был выбран путь чартерных полетов, при которых руководству легче было нарушать финансовую дисциплину. Работа в Арабских Эмиратах, Иране, Пакистане, Африке, Казахстане могла принести реально высокие доходы. А вместо этого - огромные потери, за которые никто не понёс никакой ответственности.
Лет десять назад на вопрос о перспективах Валерий Дмитриевич, как Настрадамус, говорил, что, при наличии пассажиропотока, в Башкортостан будут прилетать воздушные суда разных авиакомпаний и удовлетворять потребности республики в авиаперевозках. И места авиакомпании БАЛ может не хватить! Вскоре некоторые конкурирующие авиакомпании даже стали наносить на борта своих воздушных судов слово Башкортостан, при этом не имея никакого отношения к республике. Восстановить славу нашего летного предприятия НЕВОЗМОЖНО, говорил Валерий Дмитриевич, что в Москве уже давно удивляются результатам нашей деятельности и спрашивают: «Как же это вы так смогли?" Сегодня можно только сделать заключение: «И так, всё кончено, судьбой неумолимой нам суждено лишь вспоминать»...
В августовской газете «Воздушный Мост» приведены итоги за 1-е полугодие, где аэропорт "Уфа" по обслуживанию самолётов и пассажиров занял 1-е место в ПФО. Было обслужено 1.22 мил. человек, что на 20 % больше чем в прошлом году. Худшие предсказания сбываются, а своих самолетов в Башкирии так и НЕТ! Вот с такими воспоминаниями, накануне своего 85-летия, делился наш Герой. У него по-прежнему боевой и бравый вид. Он любит надевать на торжества летную форму. Авиаторы с удовольствием окунаются в воспоминания из его уст. Но никто и ни когда не слышал от него жалоб или, тем более, проявления жалости к себе. А наоборот всегда поддержит других и щедро делится знаниями, помогая отстоять то, что завоевано летными коллективами. Вот и сейчас он включился в защиту бортпроводников, отстаивая их интересы в пенсионном обеспечении, в котором их незаслуженно ущемило наше государство.
Жизнелюб и оптимист по жизни, которая связана с самолетами, небом и людьми, только иногда позволяет себе влажную поволоку на глазах, когда начинают расспрашивать о семье, родных и близких. Здесь уместно вспомнить предсказания цыганки в годы юности: «Будешь жить долго, но род ваш на тебе и прервется…», так оно и случилось. На семейной стезе Всевышний послал огромное количество испытаний, но как сильный человек он не поддался ударам судьбы, а стал еще бережнее, относится к племянникам, здравствующим родственникам, друзьям и коллегам.
Когда разговор зашел о наградах и поощрениях, Валерий Дмитриевич всплеснул руками, что вниманием он не обделен. Буквально наград и знаков внимания «два чемодана», вот только основные: ордена и медали за службу в Армии, Грамота ЦК ВЛКСМ, сопровождавшаяся большой статьёй в газете «Красная Звезда» в 1958 г. За год до увольнения из Советской Армии, «Отличник Аэрофлота», «Заслуженный работник транспорта РФ», юбилейные медали ко дню Победы и т.д. и т. п. В первый день 2018 года исполнится 85 лет АВИАТОРУ с большой буквы Валерию Дмитриевичу Шалашову!
Пусть ЮБИЛЯРУ жизнь принесет больше радости, здоровье сохранится на уровне стихов в начале рассказа и это, прямо скажем, что «он лицо нашей культуры и пилот от Бога он!».
Записал воспоминания накануне юбилея Рафаиль Габитов.