Воспоминания о работе




Воспоминания о работе ветерана Гражданской Авиации Юрия Александровича Рахманова в Уфимском Объединённом Авиаотряде и в авиакомпании «Башкирские авиалинии».

Среди предприятий Приволжского Управления Гражданской авиации, авиакомпания «Башкирские авиалинии» по многотипности эксплуатации воздушных судов являлась лидером. 

Наша память сохранила воспоминания о работе вертолетчиков, необходимо было переучить и допустить к работе личный состав на вертолеты МИ -1, КА-15, КА-18, МИ-4, КА -26, МИ- 34, МИ -8 

В 1959 году коллективу вертолетчиков Башкирии судьба подарила Юрия Александровича Рахманова - пилота- инструктора 13 учебно-тренировочного Приволжского Управления Гражданской Авиации. В то время Уфимцы выполняли полеты на вертолетах МИ-1, КА-15, КА-18. 

Рахманов. Ю.А. 2001г..jpg

Рахманову Юрию Алексадровичу поручили перегнать из Саратовского предприятия в Уфимский два вертолета МИ-4 № 29002 и 19199 

В 1962 г. Рахманов Ю.А. с присущей ему энергией взялся за подготовку летного состава на вертолетах МИ-4 он начал тренировать командиров вертолета к выполнению посадки с выключенным двигателем на режиме авторотации. В то время в Министерии Гражданской Авиации инструкций и рекомендаций для выполнения посадок с выключенным двигателем разработано Одними из первых такие посадки освоили командиры вертолетов МИ-4: Афиногентов С.Ф., Шкурат А.А., Красноярский В.В., Пыльцов И.А. Кадиков 

В 1965 году, в один из весенних дней за рекой Камой около населенного пункта Николо-Березовка, возникла необходимость менять двигатель АШ-82 на вертолете МИ-4. Доставить его туда можно было только по воздуху на внешней подвеске. Вертолет МИ-4 не имел специального люка в фюзеляже для контроля за поведением груза на внешней подвеске, он контролировался через открытую дверь, в которой находился авиатехник. В то время бортмехаников в составе экипажа МИ-4 не было, отсутствовало устройство для аварийного сброса груза, и не было зеркала обратного вида, не смотря на эти трудности, Ю.А. Рахманов достойно выполнил поставленное задание. Характерной чертой в его летной работе всегда был тщательный анализ выполнения поставленной задачи. Мы были очевидцами, как выполнялся взлет. Здесь проявились черты характера Рахманова Ю.А. как пилота- новатора, командира доказавшего о возможностях перевозки грузов на внешней подвески на МИ-4. 

В 1965 году министерство гражданской авиации направила Ю.А. Рахманова в город Нальчик на должность командира объединенного авиаотряда. Там он подготовил летный состав для полетов в горах Кавказа на вертолете МИ- 4 Одним из первых выполнил работу по снятию альпинистов с горной местности. Оставшееся командование в Уфимском Объединённом Авиаотряде законсервировало работы по перевозке грузов на внешней подвеске на вертолете МИ-4. Это и есть пример существования руководителей новаторов и консерваторов. 

В 1970 году, учитывая деловые качества Рахманова командования, МГА назначило его на должность заместителя начальника Якутского Управления Гражданской авиации, по организации летной работы. Там он освоил полеты на с-тах ЯК-40, АН-10,АН-12, работая в Арктических условиях. Вернувшись в уфимский объединенный авиаотряд, работал пилотом-инструктором на самолете ТУ-134. После ухода на заслуженный отдых, Рахманов Ю.А.отдыхать не собирался. В 1992 году совместно Едренкиным В.Н. создал учебно- тренировочный центр в авиакомпании «Башкирские авиалинии». Для слаженной работы вновь созданного центра Рахманов Ю.А. подобрал коллектив в составе: Едренкин В.Н., Тарануха В.Т., Шалашов В.Д., Гараев Р.М., Кравчук А.И., Чютчев А.Н., Бондарь С.И., Фатихов Г.Г., Загретдинов Ш., Северьянова И.П.,Черепахин В.В. 

В 1999 году, впервые в России, Рахманов Ю.А. совместно с командиром летного отряда Ягафаровым Р.Г. приступили к первоначальной подготовки иностранных специалистов из Африканской республики Нигерия на вертолёте МИ-34. Необходимо отметить работу при этом, преподавателей английского языка созданного центра: Зотов В.В., Каншиева М.В., Зиганшина Г.Х., Гуляева С.В., Бикбулатова Г. 

Большой вклад в разработке программ для первоначальной подготовки летного состава на вертолете МИ-34 внес командир летного отряда Ягафаров Р.Г. и его пилоты - инструкторы Молчанов А.И., Надежкин А.Н., Ляпаев А. 

Светлая память о Рахманове Юрии Александровиче человеке- легенде надолго сохранится у ветеранов Гражданской Авиации Российской Федерации. Ветеран Уфимского Объединенного Авиаотряда и авиакомпании «Башкирские Авиалинии» 

Тарануха В.Т. 

20.03.2020г.