Фуат Шарипович Утяшев




77309dd4-a5db-4df0-9efb-fe7596bed5d1.JPG

        Человек, которому мы обязаны тем, что он сплотил коллектив всецело преданных авиации сумевших создать одно из лучших авиапредприятий в Советском Союзе и продолжает таким оставаться в современной России.

Легендарный командир Уфимского объединенного авиаотряда, участник ВОВ, Заслуженный пилот СССР, отличник Аэрофлота Фуат Шарипович Утяшев – человек посвятивший авиации жизнь. 18 000 часов налета, полеты на самолетах: ПО-2, П-5, ПС-40, С-47, Ли-2, Ан-2, Ил-14 В числе первых в Гражданской Авиации (ГА) СССР освоил турбовинтовые и турбореактивные самолеты: Ан-10, Ту-124, Ан-24, Ту-134. Обладая высокими летными качествами, владея отличной техникой пилотирования и методическими навыками, он отличался большим чувством человеколюбия и самоотдачей на благо родного Отечества.

Родился Утяшев Фуат Шарипович 12 ноября в 1920 году в деревне Токтар-Абдрашитова Белебеевского уезда Уфимской губернии, ныне с. Абдрашитова Альшеевского р-на РБ.

Выходец из народа – 17 летний парнишка из башкирского села Абдрашитово Альшеевского р-на в начале жизненного пути работал учителем в родном селе, а в 18 лет направлен в Тамбовскую авиационную школу пилотов. После окончания начал трудовую деятельность в Восточно-Сибирском управлении Гражданского воздушного флота. В трудные годы Великой отечественной Войны активно и самозабвенно осваивал летную технику. Его включили в состав боевой группы осуществляющих перегонку самолетов С-47 по Транссибирской
трассе по ленд-лизу из США - «трассе смерти» так ее называли в военное время. После войны Фуат Шарипович продолжил трудиться на севере Восточно-Сибирского управления в непростых трудовых и житейских буднях, затем в Приволжском управлении (г. Куйбышев): пилот-инструктор, инспектор по безопасности полетов, начальник летно-штурманского отдела Управления.

По приглашению руководства Башкирии в 1963 году, Утяшев Фуат Шарипович возглавил Уфимский авиаотряд. К этому времени он уже имел большой политический вес и авторитет, как в Приволжском управлении ГА, так и в Министерстве Гражданской Авиации СССР. Задача стояла не простая – в кратчайшие сроки добиться того, чтобы аэропорт Уфа соответствовал статусу столичного. Для этого требовалось многое: получить технику для обслуживания аэропорта, новые воздушные суда, создать в городах Республики аэропорты с искусственным покрытием взлётно-посадочных полос вместо существующих тогда площадок: Белорецк, Салават, Нефтекамск, Сибай, Октябрьск, Стерлитамак. Также требовалось увеличить длину взлетно - посадочной полосы (ВПП) в г. Уфе, с 1500м до 2500м, для приема тяжелых воздушных судов (ВС), установить на аэродромах радиолокационные системы для обеспечению взлета и посадки ВС по предельному минимуму полетов. Программа предложенная Утяшевым Фуатом Шариповичем была одобрена и полностью принята.

Для выполнения поставленных задач постоянно проводилась огромная, неоценимая работа с коллективом, основанная и опирающаяся на полное взаимное Уважение и Доверие. Создано эффективное взаимодействие между руководителями служб, учтены все необходимые потребности и способы их устранения, и что немаловажно, это четкое исполнение служебных обязанностей в процессе реализации поставленных задач.

Немало было сделано для решения социальных вопросов: строительство домов для работников как в г. Уфе, так и в других городах Башкирии, 2 новых общежития для молодых специалистов, профилакторий для отдыха и лечения, пионерский лагерь, озеленение территории. Построенный в 1965 году стадион был признан лучшим для проведения первой олимпиады в гражданской авиации (ГА). Уфимская команда выиграла олимпиаду, заняв первое место, и получила приз от Приволжского управления ГА.

Итоги мощного и динамичного развития были обозримы.

1965 год – получены самолеты Ту-124, 1967 год Ан-24, 1972 год – Ту-134, 1977 год – Ту-154.

Построен новый ангар с перспективой обслуживания крупнотоннажных судов. Для снижения расходов на топливо был проведен топливо провод с нефтеперерабатывающего завода, и поступление авиа керосина на заправку воздушных судов стало осуществляться прямо на перроне из специальных колонок.

Но, на этом деятельность Утяшева Фуата Шариповича не прекращалась. Для обеспечения 100%  загруженности ВС заключались договора с крупными предприятиями авиапромышленности Уфы, а также с Уфимкабель , Уфимполистирол, Башнефтью и многими другими.

Новые ВС, новое оборудование, новые условия работы, новые требования иного отношения к трудовым обязанностям, развитое чувства ответственности, укрепление работы аэропорта квалифицированными сотрудниками, способными справиться со сложными видами обслуживания. На авиационно-технической базе была создана собственная школа подготовки и проверки специалистов к самостоятельной безошибочной деятельности. На предприятии был создан свой учебно-тренировочный центр. При учебном центре организованы постоянно действующие курсы подготовки специалистов всех наземных служб, бортпроводников, отделение переподготовки (повышения квалификации) пилотов и авиадиспетчеров.

Стремления Утяшева Фуата Шариповича вывести авиапредприятие в число лучших в системе ГА способствовало прогрессу в освоение новой техники, профессиональному мастерству летного и инженерно-технического персонала, высокому уровню организации летной работы, значительных результатов в социальной сфере. Созданный материальный и духовный потенциал стал основой в процессе создания самостоятельной авиакомпании.

К 1980 году Уфимский объединенный авиаотряд вошел в число 10 самых крупных и передовых авиаотрядов в СССР. На территории нашей страны воздушными судами Уфимского авиаотряда были связаны 109 городов, а Объем авиаперевозок пассажиров превысил 2 млн. человек.

Огромное развитие по инициативе Утяшева Фуата Шариповича получила авиация общего назначения: ВС АН-2, вертолеты Ми-4, Ми-8, Ка-26 осуществляли охрану лесов от пожаров, патрулирование газопроводов, ЛЭП, дорог, геологические и географические экспедиции, санитарно-медицинские и аварийно-спасательные рейсы, авиационно-химические работы. В 1980 году с воздуха обрабатывалось более 840 тыс. га. Более ста видов работ осуществлялись вертолетами.

Сегодня трудно представить, что все перечисленные виды деятельности в аэропорту Уфа создавал, организовывал и контролировал один человек. Утяшев Фуат Шарипович был настоящим Созидателем и руководителем, пользовался большим авторитетом и всеобщим уважением.

Коллектив был сплочён общей идеей - работой на результат. А отвечал за всех всегда один, Наш Командир – Утяшев Фуат Шарипович. Он был одним из знаковых среди руководителей в республике: избирался депутатом Уфимского горсовета и Верховного Совета БАССР. Награжден шестью орденами СССР: - Ленина (1966), Октябрьской Революции (1971), Трудового Красного Знамени (1954, 1976), Дружбы народов (1981), "Знак Почёта" (1953), а ещё Макет самолета Ан-24, подаренный генеральным авиаконструктором О.К. Антоновым с выгравированными словами благодарности: «За начало эксплуатации самолета на местных авиалиниях с грунтовыми аэродромами». Такими государственными наградами удостоены только самые прославленные люди Башкирии.

Хороший организатор, тонкий психолог и незаурядный человек, Утяшев Фуат Шарипович воспитал целую плеяду высокопрофессиональных специалистов, среди которых:

Горлов В.В. - заместитель Министра ГА СССР;

Карпов Е.М. - Главный инженер Приволжского управления Гражданской Авиации;

Захаров В.И. - заведующий кафедры авиадвигателей в Ленинградской академии ГА;

Мустафин У.Х.- командир и один из основателей Казанского объединенного авиаотряда;

Крынин А.П. - командир и один из основателей Алма-Атинского авиаотряда;

Сошкин А.А. - командир и один из основателей Горьковского авиаотряда.

Вклад Утяшева Фуата Шариповича в развитие гражданской авиации Башкирии и особенно всей сложнейшей инфраструктуры аэропорта «Уфа» - огромен. Ему удалось воплотить в жизнь созданную программу строительства столичного аэропорта и заложить «фундамент» для дальнейшего его расцвета в будущем. Сегодня, благодаря этому «фундаменту» и ЛЮДЯМ, реконструированный международный аэропорт «Уфа» соответствует всем мировым стандартам, является лучшим в Приволжском управлении ГА .

Он навсегда останется в нашей памяти как Создатель, как Командир!

Помним и гордимся им!

Авторы: Тарануха В. Г.; Шалашов В. Д.; Мустафин Р. И.