Новости

17 / 11 / 20

Хулиганство пилота в воздухе

Источник https://aviasafety.ru/35950/

В статье «Авиация – не парк аттракционов», опубликованной в журнале «АвиаСоюз» в декабре 2019 г., поднималась тема хулиганского поведения выпускников Санкт-Петербургского университета гражданской авиации при выполнении ими самостоятельного учебного полета в Бугульме. Руководство университета простило молодым пилотам их «шалости» на борту воздушного судна и оставило виновников развлечений в рядах авиации. Данное решение стало для многих пилотов своего рода сигналом к тому, что хулиганство в полете – это вполне простительное нарушение. При таком равнодушном подходе со стороны руководства авиационного вуза к вопросам соблюдения дисциплины на борту самолета можно было ожидать, что опять кто-то из пилотов пойдет на хулиганский поступок в воздухе. И заложенная «мина» не заставили себя долго ждать: хулиганское поведение уже других пилотов проявилось недавно – 11 ноября 2020 г.

В этот день заходил на посадку самолет «DP-407» авиакомпании «Победа», совершавший рейс по маршруту Москва – Екатеринбург. Ожидая посадки в небе над Нефтекамском, пилоты данного самолета вдруг начали выписывать в воздухе непонятные фигуры вместо традиционных кругов ожидания. Для того, чтобы диспетчеры разрешили им сделать необычную траекторию в небе, пилоты авиакомпании «Победа» пошли даже на обман: сказали, что хотят проверить, как работает бортовое оборудование при отвороте влево. Затем они запросили разрешение на отворот вправо. А под конец попросили разрешение на выполнение коробочки – вытянутого овала.

В итоге на флайтрадаре появилась траектория движения самолета в виде фаллоса – полового члена. Такое изображение было воспринято авиационными диспетчерами как символ нецензурного и оскорбительного содержания в их адрес, а также в адрес всех тех людей, кто в это время следил за маршрутом перемещения интересующих их самолетов.

При этом руководство авиакомпании прокомментировало поведение пилотов следующим образом: «Мы не знаем, что именно могло померещиться в траектории полета нашего самолета, но возможно капитаны «Победы» так выразили поддержку капитану А. Дзюбе и показали свое отношение к его травле».

Подобные высказывания свидетельствуют о том, что не только пилоты авиакомпании «Победа» не осознали неадекватности своих действий в полете, но и руководители этой авиакомпании, которые несут ответственность за своих работников. Данные руководители, очевидно, догадались о смысле хулиганских и оскорбительных действия пилотов в воздухе, но не дали должной оценки этих действий с точки зрения этики поведения и безопасности полетов. Значит, данные руководители являются «профессионалами» такого же низкого уровня, как и пилоты авиакомпании «Победа», которые не знают основных руководящих документов в авиации.

В то же время аномальная выходка пилотов крайне возмутила многих настоящих профессионалов в области авиации, поскольку были нарушены незыблемые правила поведения пилотов в полетах. Требования к поведению пилотов на борту воздушного судна являются такими же обязательными для исполнения, как и требования к эксплуатации самолета, поскольку данная сфера деятельности обеспечивает безопасность больших масс людей.

Следует отметить, что правила поведения летного экипажа в полете сейчас даже ужесточаются. Это связано с тем, что в последние годы участились конфликты в экипажах из-за разногласий по проблемам, связанным с политикой, экономикой, религией и нравственностью. По этой причине во всех авиакомпаниях мира было введено новое правило: пилотам запрещено вести в полете разговоры на темы, которые связаны с мировоззрением людей, взглядами на мораль, религию и политику. И уж тем более пилотам категорически запрещено выражать свои эмоциональные реакции на те или иные события через свою профессиональную деятельность: выписывать «протестные» виражи или «мстительные» трюки в воздухе, причем с пассажирами на борту!

Все эти запреты имеют под собой серьезное обоснование. Вспомним хотя бы случай, когда немецкий пилот Андреас Любиц в отместку за свою неудавшуюся личную жизнь решил отправить на тот свет более сотни человек, направив самолет на Альпийские горы в марте 2015 г. Данная трагедия всколыхнула весь мир, и тогда Европейское агентство безопасности полетов призвало врачей и психологов более пристально следить за психическим здоровьем пилотов во избежание повторных катастроф. Теперь в европейских авиакомпаниях будут проводить выборочные тестирования пилотов перед полетами для оценки их психических состояний. И это – очень правильная профилактическая мера, т.к. участились случаи неадекватного поведения у пилотов: случаи самоубийств, употребления наркотиков, мести иноверцам и т.п.

Как доказала психологическая наука, для того, чтобы вычислить потенциально опасного человека, которого нельзя допускать к летной деятельности, необходимо тщательно анализировать его необычные поступки. Это можно делать с помощью специальных психологических тестов. Однако такие тесты еще не используются в существующей системе профотбора пилотов, поэтому кандидатов на летное обучение не проверяют на морально-нравственные качества, а именно данные качества во многом определяют мотивацию и поведение людей. Вследствие этого в авиацию стали больше проникать аморальные и асоциальные личности, что представляет серьезную угрозу для авиации в целом!

К сожалению, авиационные власти РФ до сих пор не могут найти деньги на проект по модернизации методов профессионально-психологического отбора и врачебно-летной экспертизы пилотов, несмотря на то, что данный проект позволил бы заметно повысить надежность «человеческого фактора» в гражданской авиации.

Сейчас психологи врачебно-летных комиссий, которые проводят одновременно и профотбор пилотов, не имея в своем арсенале тесты для выявления девиантного (отклоняющегося) поведения, вынуждены анализировать случаи неадекватного поведения пилотов только по факту состоявшихся событий. Психологу ВЛЭК авиакомпании «Победа» предстоит проанализировать девиантное поведение пилотов с точки зрения психического инфантилизма или другой психической патологии. И в случае признания у них психического инфантилизма или других психических отклонений (например, акцентуаций личности) пилоты должны быть списаны с летной работы на основании Приказа Минтранса РФ от 22 апреля 2002 г. N 50 (ФАП о медицинском освидетельствовании летного состава).

Здесь необходимо пояснить, что обозначают в психологии понятием девиантное поведение: это – поведение, отклоняющееся от принятых в обществе социальных стандартов и норм (моральных принципов). Этим термином обозначают различные виды отклоняющего поведения, в том числе такие, как делинквентное, аддиктивное и суицидное поведение. Делинквентное поведение – это асоциальное, противоправное поведение, которое проявляется в действиях, которые приносят вред либо отдельным гражданам, либо всему обществу. Демонстрация или рисование нецензурных и оскорбительных символов – тоже относится к проявлениям делинквентного поведения.

Как видим, пилоты, нарисовавшие фаллический символ на карте флайтрадара, продемонстрировали признаки делинквентного поведения, что в свою очередь свидетельствует об их не вполне адекватном или неразвитом мышлении (пилоты не осознали явной неуместности своих действий в полетной ситуации).
Помимо этого пилоты своим поступком обнародовали и другие опасные тенденции в их психике – это склонность к сексуальной аддикции. Сексуальной аддикцией называют выраженную зависимость сознания человека от навязчивых мыслей о половых органах и действий с ними (сексуальная озабоченность). Как видно, А. Дзюба сам страдает сексуальной аддикцией, но вместо обращения к психотерапевту, выставляет свои проблемы с психикой на показ. Раньше за эксгибиционизм назначали принудительное лечение в психиатрической клинике. На этом основании отстранение А. Дзюбы как неполноценного в психическом плане футболиста из сборной России явилось вполне оправданным решением руководства.

Те пилоты, которые столь демонстративно поддержали аддиктивное поведение спортсмена, вероятно, сами страдают аналогичной зависимостью и от них тоже можно ожидать недопустимые в обществе поступки. Учитывая, что в поведении пилотов авиакомпании «Победа» уже наглядно проявились признаки делинквентного и аддиктивного поведения, психолог ВЛЭК обязан изучить вопрос об их профессиональной пригодности, т.к. лица с девиантным поведением не должны допускаться к летной работе!

Если сегодня этим пилотам вновь будет дана поблажка и прощение, то завтра мы столкнемся с ещё более ужасающими последствиями поведения пилотов в воздухе плоть до эксгибиционизма в салоне самолета.

Все мы хотим летать только с надежными пилотами, поэтому ожидаем, что руководящие органы гражданской авиации займутся проблемами внутреннего мира пилотов и привлекут авиационных психологов для разработки необходимых методов психодиагностики. Это особенно актуально в связи с тем, что в настоящее время в российских школах учителей освободили от функции воспитания молодежи. Поэтому среди школьников начали усиленно распространяться сквернословие и аморальные художества на эту тему.

В этой связи существует риск того, что среди пилотов тоже будут чаще попадаться сексуальные аддикты (сексуально зависимые личности), способные на неадекватные и дерзкие поступки в полете. От таких ненадежных пилотов необходимо вовремя избавляться, пока они не совершили какое-то авиационное происшествие!