Новости

14 / 01 / 21

Воспитательный урок от Фуата Шариповича молодому Командиру…




(Из воспоминаний КВС Габитова Рафаиля о высоких педагогических качествах Фуата Шариповича Утяшева).
   

В моей летной работе был очень неприятный для меня эпизод. В период становления командиром самолета Ан-24, на котороВ этот злополучный день мы с экипажем находились в первом резерве. Резерв перевалил экватор. Я уже строил планы на следующий день, который являлся выходным. Поступил звонок из ПДСП выполнить рейс «БЧС»- в летной среде именуемый «бычьим рейсом». Расшифрую для тех кто забыл; Уфа- Белорецк-Челябинск-Свердловск - Челябинск-Белорецк-Уфа. Нам загрузили груз и нашлось несколько пассажиров , рейс был нерентабельным и часто отменялся. Мы взлетели по плану. Первая посадка в Белорецке, затем в Челябинске и вот готовимся к посадке в Свердловске. Погода соответствует моему метео-минимуму; миллион на миллион (этот минимум присваивали начинающим летать самостоятельно). Это было высота облаков -150 метров и видимость -1500 метров по системам ОСП и СП-50. Готовимся к посадке. До нашего прилета была гроза над «точкой» и прошел дождь. Поэтому полоса была влажной и местами на  ней наблюдались «блюдца» воды довольно таки больших размеров, что не учел молодой командир самолета. Желая освободить полосу по ближайшей РД (чтобы сократить пробег) более интенсивно нажал на тормоза сразу после включения реверса. Попал в лужу и в результате проявился эффект аквапланирования. м начинал познавать летные и житейские азы.

 WhatsApp Image 2021-01-18 at 09.39.24 (2).jpeg 22222.jpeg 33333.jpeg

Заторможенные колеса прекратили вращаться, а после выхода из лужи моментально стерлись и самолет покатился на ребордах. В этот период шло освоение новой системы- «автомата юза». Тумблер на щитке управления был включен, однако сама система была отключена указанием КЛО на этом самолете (дефект не угрожающий безопасности). О чём экипаж не был предупрежден. Самолет остановился. Осмотрелись и поняли, что дальше не сможем двигаться. Доложили на «вышку» и нам дали команду: -«Ждать буксир для освобождения полосы». Мы вышли из самолета и стали выводить пассажиров . Одна пассажирка с нескрываемой радостью заметила:- «Ой, как хорошо, даже трап не нужен». Я ухмыльнулся про себя: - «Чего уж тут хорошего. Это инцидент со всеми вытекающими последствиями...». И действительно мы на два дня остались в Свердловске. Была назначена комиссия по расследованию, и пока её работа не закончится, а выводы не устроят стороны , команды на восстановление самолета и добро на возвращение в Уфу не будет. От нашего отряда был приглашен командир АЭ Е.Я. Басманов. На заключительное заседание для выяснения обстоятельств случившегося был приглашен и я. Комиссии доложил, как все было: - «На влажной полосе наблюдались местами лужи. Торможение применил интенсивное в расчете освободить полосу по ближайшей РД. Но после попадания в лужу не отпустил тормоза, надеясь на срабатывание автомата юза. Однако члены комиссии не приняли во внимание мои объяснения.


44444.jpeg 55555.jpeg 66666.jpeg

Вердикт - виноват командир. Материальный ущерб -700 рублей (4 шины для основных колес). Уже в полете домой я попросил материалы расследования для полного ознакомления у Е.Я.Басманова. В материалах были объяснительные от всех причастных к происшествию. Читаю объяснительную от РП,… и меня удивляет
информация, которая противоречит первоначальной. В ней говорится, что лужи на полосе были, но совсем с другой стороны… И под всем этим моя подпись! Вот только теперь я догадался, почему выше подписей оставалось свободное место. Это была уловка службы движения для внесения дополнительной записи про то, что лужи не там где я утверждал, а совсем с другой стороны. Так вот почему мои объяснения членам комиссии, в их глазах, выглядели глупыми и неадекватными. Моя попытка обратить внимание командира эскадрильи на это несоответствие не вызвало у него интерес. Он сказал:- «Все уже оформлено и подписано и нет никакого желания снова заниматься этим». После прибытия в Уфу дня через два меня вызвали в кабинет Фуата Шариповича. Как сказали, он выразил желание посмотреть на меня и выслушать мои оправдания, как мне представлялось. Фуат Шарипович взглянул на меня и сказал:- «Зазнался Командир, да?». Эти слова застряли в моём сознании надолго. Так как в них было всё, что заставило бы оправдываться и найти чуточку понимания моего негодования (внутреннего). Однако анализируя характер Командира, я понял, какими словами он всколыхнул моё сознание и вместо выговоров и нареканий сказал эти слова: - «Зазнался Командир…», сказанные тихим говором в полной тишине. Это и есть настоящий наставник, пилот, психолог! Так он проявился по отношению к молодому командиру...


Написано со слов КВС АН-24 Габитова Р.Ш.
11.01.2021

77777.jpeg