Новости

04 / 12 / 21

Жизнь длиною в ­91 год

ЖИЗНЬ ДЛИНОЮ В­­ --- 91 ГОД…

Мы технари, стоянка наш удел

И пусть мы сами в небо не летаем,

Но мы стоим в начале этих дел,

И перед Богом шкурой отвечаем.

( из книги «Атланты держат небо» )

Этот эпиграф посвящается всем, кто стоит у истоков каждого полета… трудяг в замасленных комбинезонах, замерзающих на морозе зимой и изнывающих от жары и отработанных газов двигателей – летом. Они готовят самолеты к полету, который взмывает в высь, унося частичку души и любви к небу, остающихся на земле. Одним из них мы познакомимся поближе. Кто не знал, Сергея Васильевича Третьякова, пусть бросит в меня камень, таких не найдется среди тех, кто работал в Уфимском ОАО, а затем в БАЛе с 60 по 99 годы прошлого века.

А проследить жизненный путь Его семьи нелегко, потому что она не вписывается в одно столетие. И так, в 1906 году в предгорьях Кавказа, в Ставропольском крае, Ногутского района в селе Лысогорка родился отец Василий Максимович. Мама уроженка этих же мест, записана как, родившаяся - в 1909 году. Село с незамысловатым названием Лысогорка расположилась у величавых гор Кавказа. В ясную погоду можно увидеть не только горы Кинжал и Машук, но и горбы Эльбруса. Жизнь шла своим чередом в местах окруженных живописными холмами и альпийскими лугами в предгорьях, размеренно и спокойно, хотя в Российской империи происходили большие потрясения в политической, экономической и социальной сферах. Но они коснулись семьи позже, когда родился Сергей, (если бы он был первым сыном, то назвали бы Василий, это традиция семьи Третьяковых). Отец был грамотный и смекалистый, так как закончил 4 класса – Ц. П. Ш. и начал свою трудовую деятельность агрономом и одновременно преподавателем в школе. В эту школу и пришла учиться мама – Агата Яковлевна. Однако учеба давалась трудно из-за домашних забот завершить её не удалось. А молодой учитель приметил красивую, старательную ученицу, когда привлекал к дополнительным занятиям и оставлял после уроков. Но махнув рукой на знания, в 1923году, когда ей исполнилось 14, лет женился на подопечной. Свадьба была шумной и веселой к тому же, по мнению односельчан, богатой. Потому что дед подарил, отцу лошадь, роскошь, по тем временам, в виде транспорта, тягловой силы, а главное престижа для молодой семьи. (Впоследствии, когда организовывались колхозы, лошадь была передана как вступительный пай…) Это был год больших перемен и в государстве и рождения очередного ребенка в семье Третьяковых, шел 1930 год. Всего в семье было пятеро детишек, в живых на тот период оставалось трое, сказывались и холод, и голод и трудности деревенского быта. С особой теплотой вспоминаю дядей – братьев отца, которые принимали активное участие в моей судьбе. Рос озорным, не всегда послушным и в тоже время, любознательным, пропадал целыми днями у техники, которая имелась в наличии: сеялки, молотилки, сноповязалки, косилки и трактор «Фордзон». А к колхозным лошадям было особое отношение у ребят. Ухаживание, ночные выпасы и, если повезет, скачки вызывали неописуемый восторг. Так летели годы лозунги «молодежь строй -модели, от модели к - планеру, от планера к – самолету» не доходили до наших мест практически, хотя песни об авиации и о героях летчиках мы часто слушали по репродукторам. Настало время пойти в школу и мне потребовалось долгих 10 лет (с 37 -- 47), чтобы одолеть с хорошей успеваемостью 7 классов. Кто - то задаст вопрос: - «Почему 10 лет? Уж не второгодником ли был наш герой?» Нет, это внесла свои коррективы ВОЙНА… Война и оккупация, в глазах мальчишек, воспринималась как ограничения в играх, частое голодание и строгость со стороны близких людей, чтобы не попали под дула немецких автоматчиков, расположившихся в селе. Это были передовые батальоны группы «Эдельвейс», потому что у них была хорошая экипировка, маскхалаты и лыжи с палками. Сергей Васильевич вспоминает, когда отступали наши войска, то солдаты шли черные, злые в рваной одежде и голодные. А вот через 6-7 месяцев оккупации, когда погнали фашистов назад, то уже было приятно смотреть, как выглядели освободители. Радостные лица с полным вооружением в добротных полушубках очень радовало нас, и мы, уверовали, на скорую ПОБЕДУ! Мальчишки 10 – 11 лет по-своему воспринимали войну и старались по больше «насолить» немецким захватчикам…однажды мы украли у них лыжи и палки в большом количестве, видимо, накануне их вылазки. Они злые как волки, устроили «большой шмон» по поводу пропажи инвентаря и это негативно отразилось на нас и родителях, из-за срыва боевой задачи оккупационного командования… В начале 44 года пришла похоронка на отца в ней говорилось: « Пал смертью Храбрых в боях за Родину. ». 

В быту немцы были не совсем опрятны и это вызывало отвращение к ним со стороны жителей. Далее Сергей Васильевич продолжал, что после получения аттестата об окончании 7 классов Дядя, уже сам будучи директором МТС, посоветовал мне пойти учиться на машиниста электровоза, которые должны были начать курсировать по Северо - Кавказской железной дороге. Я подал документы и был принят в железнодорожное училище, но через несколько месяцев учебы выясняется, что электровозов не будет еще несколько лет, поэтому нас переводят на паровозы, на что не получил поддержки от дяди и он категорически отсоветовал. Тем, кто не пожелал продолжать обучение предложили перевестись в летно - техническое. Я с радостью согласился. Летчиком стать было не суждено, потому что при прохождении годовой медицинской комиссии, не смог одолеть «убийцу» курсантов --вращающееся кресло. После 3 минутного вращения, сидя в нем, надо встать и пройти по - прямой, а я встал и упал. На этом летная карьера завершилась… Полтора года учебы не дали прогресса в образовании, а только научили курить папиросы. Вернулся домой в родное село. Благо дядя директор, чтобы не болтался без дела, определил меня помощником к лучшему комбайнеру МТС на лето по фамилии Дубина. Человек с необычной фамилией стал для меня и отцом и образцом ответственности, требовательности и справедливости на рабочем месте. Я видел в его лице черты характера моего отца. Эти качества определили мою судьбу на долгие годы в будущем. Осень и зима 48 года стали началом моей трудовой жизни. Я был принят на работу в районную газету «Ударник» в качестве ученика наборщика. Наборщик из меня не состоялся, потому что в наше село прибыла геодезическая экспедиция и там нужны рабочие руки и я был принят в числе первых, а там грезились; разведка, изучение недр и постоянные перемещения по всей стране. Это увлечет, кого хочешь. На сегодня я помощник на буровой работа не сложная сиди и наблюдай за буром и вовремя позови бурового мастера, если сверло застопорится .Вот сижу курю , кстати. курю уже открыто не прячась, как рекомендовала мама. Она, увидав, меня курящим сказала: - «не прячься по углам, не - то сарайки и дом спалишь». Отвлекшись на курево, не заметил остановку бура, а остановка повлекла и поломку вышки. В итоге вышка упала, я со сломанной рукой и отсрочка от призыва в армию, но главное меня с треском выгнали из геологов. Пришлось на время восстановления здоровья пойти трудиться в культуру, точнее инспектором в культпросвет отдел района. Рана залечилась быстро и до нового призыва оставалось время, которое я не терял даром, а решил жениться. В свои молодые годы я встречался со многими, но выбрал красавицу нашего села Зину, Зинаиду Дмитриевну. Прожили с ней долгую счастливую, хотя и трудную жизнь. Родились дети: Юра в - 50 и Виктор – в 56 годах, которые также связали свои судьбы с авиацией. В августе 49года состоялся призыв в СА – Советская Армия, которая после войны и ПОБЕДЫ была сильной и быстро прогрессирующей частью сферы в карьерном росте и разнообразии профессий. А уж авиация, куда я попал после ШМАС в Новой Ладоге, преподнесла мне подарок на всю жизнь. Несколько, отлично закончивших курсантов, направили в спец. школу по радиооборудованию, но до этого я приобрел еще одну специальность..при прохождении курса молодого бойца и принятия присяги в Житомире. Была традиция заготавливать дрова на зиму для житомирских учреждений с выездом в Прикарпатье и вот мы прибыли в район заготовки. Старшина занимавшийся этим делом не один год, по прибытию выстроил нас в шеренгу и задал вопрос: - «Есть среди вновь прибывших повара»? Никто не отозвался. А так как я стоял в самом конце из–за малого роста и худобы, то выбор пал на меня. Таким образом, пришлось осваивать и эту профессию. Могу констатировать, что помогая маме на кухне приобрел навыки , которые пригодились в армии. А кормил я видимо неплохо, еды на добавки не хватало постоянно, возможно, это и результат того, что старшина и председатель нашли «общий язык», что сказывалось на поставках качественных продуктов для заготовителей дров. Через год закончили обучение и меня направили на Дальний Восток, для прохождения дальнейшей службы. Попал на аэродром у железнодорожной станции Узловая. По прибытии я был назначен старшим группы, по контролю за радиооборудованием и, ответственным за хранение радио деталей и средств, промывки разъемов, шэров (т.е. зав. спиртом ректификатом или «ликером шасси» и по совместительностью, начальником каптерки на авиационном жаргоне). Это, конечно, же не для использования в «лечебных целях», хотя чего греха таить, пилоты и другие специалисты захаживали. Пока какой - то «доброжелатель» не сообщил замполиту…в итоге на дальнейшую «промывку горла» наложили «вето». Мой творческий подход к преподавательской работе в виде исполнения действующих стендов. Для отработки навыков в использовании радио и электрооборудования, на идентичных бортовым системам в кабине экипажа были высоко оценены, проверяющим генералом, при очередных проверках боеготовности, авиачастей округа. Я был переведен в часть, где базировались МИГи , новейшая по тем временам авиатехника. Служба проходила успешно и, видимо, я уверовал, что мне все разрешено. Решили отметить с друзьями мой день рождения на третьем году службы. И так перебрали, что никто из троих не помнил как скатились с горы, где отмечали. Как вернулись в часть, память отшибло всем от принятого на грудь спиртного. А протрезвев, я дал себе зарок с этого дня бросить пить, а заодно и курить. Сегодня рад, что выдержал обещание по второму зароку на всю оставшуюся жизнь. Ну а первое иногда нарушаю по очень значительным событиям. Отслужил 4 года, демобилизовался и как специалист по радио - электронному оборудованию, был принят на завод «Берилева» в Таганроге. Здесь я бы мог рассказать об ограничениях и паспортной системе существовавшей в стране, но не буду, кто жил в то время, ему это известно. Приняли учеником фрезеровщика, хотя обещали по авиационной специальности. Мой наставник был хороший человек, детали я вытачивал без брака и заработную плату, за выполненную мною часть, отдавал мне, хотя должен был забирать себе как наставник…Судьба по жизни сталкивала с добрыми людьми. Армейский друг позволил нам с супругой жить без оплаты в его квартире, пока работал в Таганроге. Это позволило получить паспорта. А вот случай другого порядка, где проявилось присутствие «казачьей крови» во мне. Зинаида молодая красивая всегда привлекала внимание. При поездке в трамвае к ней стал «клеиться» парень моего возраста. Высокий спортивного сложения, на мои колючие, жесткие взгляды и неудовлетворительные комментарии не реагировал, тогда резким выпадом я нанес ему короткий удар, от которого он вылетел в открытую дверь и трамвай начал движение. Присутствующие с одобрением и уважением проводили нас на выходе у завода. Впоследствии через 6 – 7 лет я ощутил такое же удовлетворение, когда Юра, защищая братика Виктора, отлупил хулиганистого подростка в нашем дворе. Вот такие мы, третьяковы, умеем постоять за себя и близких. Уехать из Таганрога «вынудило» письмо на завод от директора МТС (моего дяди) с просьбой о необходимости возврата в колхоз хорошего комбайнера т. к. ожидается богатый урожай и «золотые руки» будут востребованы. На заводе не хотели терять перспективного работника и даже предложили посодействовать скорейшему получению жил. площади с целью сохранить кадры. Прибыли на малую Родину, ожидания с богатым урожаем не оправдались, и пришлось устроиться на 411 авиаремонтный завод в Минводах монтажником. Однако переезды и постоянные стрессы в виде неопределенности в социальной сфере нанесли урон здоровью. Лечение проходил в санатории Свердловска, где познакомился с людьми, с которыми впоследствии работал на ремонте секретного изделия «свой-чужой». Так произошло знакомство с представителями из Уфы. В этот период происходила перебазировка на новый аэродром, и требовались специалисты моего профиля. А Мисбах Шакирович Ахмадризялов умел уговаривать, обещая «золотые горы и алмазные россыпи», которые ожидались в этих условиях. Но я был уже «тертый калач». В Таганроге обещали и не предоставили, а когда увольнялся чуть-ли не с ключами трясли и уговаривали. Конечно, сыграло свою роль и работа для меня и жены на новом месте. Новая прибывающая техника вызывала интерес, строились техническая и аэропортовая инфраструктура и реально строились дома в поселке для работников. Город тоже обеспечивал ежегодно не одним десятком квартир, так что уверенность в скорейшем получении квартиры для семьи с двумя детьми была - 100% . Однако при выдаче ордеров случались метаморфозы; - в виде надо дать очереднику, а получает другой , к примеру молодой специалист прибывший по распределению. И опять получение жилья оказалось под угрозой. У нас базировался самолет Ли – 2 лаборатория по облету систем захода на посадку. Меня в составе экипажа командировали в Самару для облета. Прибыли сделали 3 захода и при очередной заправке самолета прибежал посыльный и сказал, что срочно вызывает зам начальника управления Г.Ф. Жуковский. Открываю дверь в кабинет и он, сходу, говорит мне: - «Лети домой, чтобы не остаться обделенным». Благодаря, Его, предупреждению, а также содействию профсоюзной и комсомольской организаций, мы вселились в новую большую квартиру. Ура !! Восторгались дети, и тихо радовалась жена. В те далекие годы это один из главных моментов в жизни семьи.

Так, если вернуться к хронологии, то после переезда в Уфу нас приняли в дружный, творческий коллектив, а возглавлял службу АТБ Востоков О.П. Это грамотный и болеющий за авиацию, в тоже время очень человечный, сочетал требовательность и строгость при выполнении инструкций и внедрении новых технологий и оснасток. Не зря в это время происходило становление наших корифеев технической мысли; - В.В.Горлова, В.И.Захарова, Е.М.Карпова, М.Г.Валеева, Р.М.Гараева, Л.Е.Белинского и многих других учеников и последователей. Моя работа в Уфимском ОАО и БАЛе была плодотворной в технической по профессии и в общественной по политической. Часто принимал участие в комиссиях по приему зачетов у всех специалистов нашего отряда. Как отмечали некоторые, в том числе и автор этих строк, принципиальность, требовательность, знание основ специальности, умение действовать грамотно, согласно инструкций, в простых и сложных моментах, как эксплуатации, так и при обслуживании давали шанс на получение положительной оценки или так необходимого зачета. Вспоминает, командир экипажа Рамиль Хамзин, когда в составе экипажа появился Юрий Сергеевич, подумал, теперь я в «фаворе» не будет проблем с зачетами ан, нет оказалось, наоборот, требовательность ко мне была больше чем к другим. Еще пример: ведущий инженер по АиРЭО Р.М. Гараев: - «Если приходилось получить подпись на допуск, с моей стороны это происходило без задержек. А со стороны Сергея Васильевича даже доходило до того, что можно было услышать, «готовься - придешь в другой раз». Быть принципиальным нелегко, так как часто возвращается негативным бумерангом к себе. Вот, однажды, в составе районной комиссии по этике и моральным качествам коммуниста руководителя, столкнулся с негативом к себе. Выступив против зарвавшегося чиновника, получил отрицательную характеристику и «прохладное» отношение на рабочем месте… Долго не мог прийти в себя от проявления двойных моралей внутри большой 18 -миллионной организации, которые расшатывали все устои и нормы, что в итоге и привело к тому, мы потеряли страну. ( доживающие ветераны свидетели этих перемен, с грустью вспоминают СССР ). Жизнь течет как река, бывают быстрины и тихие омуты, но главное она кажется бесконечной. А как сохранить здоровье и войти в число долгожителей знает секрет Сергей Васильевич. Он не стал его прятать, а щедро поделился со всеми. Занимайтесь закаливанием, по системе Иванова и вам гарантируется долгая, радостная жизнь без больниц и таблеток. Автор этих строк наблюдал во время экскурсии в Красноусольск, когда в холодную воду полезли не все, а только бесстрашные и в их числе 90 летний Сергей Васильевич. Приятно видеть человека, который в этом возрасте даст фору «молодым» - 60 летним . Далее в беседе выясняется, что рабочий стаж составляет - 52 года и достижений на этом фронте не счесть. А завершение трудовой деятельности в качестве ведущего инспектора Башкирского Регионального Управления можно считать признанием заслуг в авиации. Начнем с того , что высший рабочий 6 – разряд и 1 класс специалиста получены в начале трудовой деятельности. «Отличник Аэрофлота» в числе первых в УОАО (но галерея в музее без него из-за лишней принципиальности). Золотая медаль к 100- летию со дня Рождения В.И.Ленина, Бронзовая медаль –ВДНХ за передовые внедрения в производство, Юбилейные медали за поверженную фашистскую Германию, медаль Доблести за неоднократные победы на трудовом поприще, звание Ветеран Труда СССР, и Уфимского ОАО, Грамоты от властей и организаций всех уровней ( перечисление не хватит места на целом листе). А количество премий и поощрений от работодателей вынуждали заводить новые и новые трудовые книжки из-за быстрого заполнения разделов «награждения». Теперь он пожинает плоды своих успехов в жизни, сказать будет правильно. Радость во внуках, в правнуках и пра -пра –внуках приносит положительные эмоции, а это как известно продлевает жизнь. В возрасте достойном уважения он сохраняет завидную память по эпизодам жизни до мельчайших подробностей. Вот пример; - жить в согласии с самим собой и окружающими. Никто , наверное, не будет отрицать, что есть и его заслуги в том, что правнук Дмитрий военный летчик стал чемпионом Мира в соревнованиях по вертолетному виду спорта. 

P.S. Завершая описание жизненного пути, еще одного, представителя галереи заслуженных «Ветеранов авиации Башкортостана», желаем всем здоровья, позитива и долгих лет жизни!

Записал беседу Р.Ш. Габитов 03. 12. 2021г.

WhatsApp Image 2021-12-05 at 20.46.56.jpeg

WhatsApp Image 2021-12-05 at 20.46.56 (1).jpeg

WhatsApp Image 2021-12-05 at 20.46.56 (2).jpeg

WhatsApp Image 2021-12-05 at 20.46.57.jpeg

WhatsApp Image 2021-12-05 at 20.46.57 (1).jpeg

WhatsApp Image 2021-12-05 at 20.46.57 (2).jpeg

WhatsApp Image 2021-12-05 at 20.46.57 (3).jpeg