Новости
Патриоты
Патриоты или дела житейские неравнодушных людей.
В нашем коллективе есть люди, о которых можно слагать стихи и песни…а он утверждает (строчками из эпиграфа профсоюзной организации), что я, один из тех: - «Кто не может не любить своих друзей и небо, и кто без них не может жить, как без воды и хлеба!». Речь пойдет о «Заслуженном пилоте России» - Рависе Мардановиче Гумерове. Галерея наших коллег, достойных описания жизненного пути, только ярче засверкает от его присутствия в ней.
Как приходят в авиацию молодые ребята? Они осознанно «заболевают небом», когда слышат и видят впервые стальную птицу в бескрайнем просторе пятого океана. Когда земляки, герои войны увлекательно рассказывают о том, что чувствует человек приобретший крылья. Наш герой, увидел крылатую птицу в 6 лет, и рассказывал, что долго бежал за ней, пока самолет не скрылся за горизонтом, а ему, казалось, вот - вот сядет и, запыхавшегося мальчишку возьмут на борт. Родная деревня Ташлыкисеу расположилась в одном из красивых мест Башкортостана. Не высокие холмы и змейкой извивающиеся речушки, где можно наблюдать серебряные бока хариусов и пескариков с « иллюминаторами» по всему телу, как у самолетов. Лесные угодья в изобилии ягодами, грибами все богатства природы, чем пользовались сельчане. Здесь, в день юмора, в пятидесятом году прошлого века и родился наш герой. Семья обычная четверо детей; отец - Мардан Хайбулович, прошел всю войну. Сталинградцы будут рады узнать, что бойцы сражались не щадя себя, но город не сдали фашистам! Вернулся с наградами главное - живой, хотя потерял руку. Мама – Рашида Хусаиновна трудилась в тылу, приближала Победу. Равис рос среди сестер бойким и любознательным, так как был единственным мужчиной после папы в семье. Приходилось пасти и скотину, и гусей, собирать в лесу ягоды, грибы. Как наказание работать на прополке картошки и свеклы, но были и «величайшие удовольствия»; - купание с ватагой ребят в речушке, рыбалка на утренней зорьке, подвижные игры на свежем воздухе. Эти воспоминания греют душу и теперь, даже, когда на озере в Шмидтово, вылавливаю килограммового карася, не доставляет столько радости, как пескарика в детстве, признавался Равис. Когда исполнилось 7 лет, пошел приобретать знания. И уже в школе мечтатель, подробно ознакомился с будущей профессией благодаря учителю географии Султану Гарееву, который провел всю войну в кабине штурмовика Ил – 2. Рассказы о героях первооткрывателях, героях ВОВ все больше укрепляли мечту быть такими же, как они. «Проглотил» всю художественную и военную литературу об авиации в библиотеках школы и избочитальни, чем вызывал большой интерес у директора школы также военного летчика, который рассказывал о земляке из соседней деревни о Фуате Шариповиче Утяшеве. С легендарным руководителем Башкирской авиации ему еще придется лично встретиться в будущем, после окончания Краснокутского ЛУ. А пока, закончил 10 классов с хорошей успеваемостью, отличной физической подготовкой и твердым намерением стать летчиком. «Быстро слово сказывается, да не быстро дело делается». И удивительно, ему пришлось сделать пять попыток поступления в летные училища разных регионов, прежде чем сесть за парту для обучения. Пять попыток забрали пять лет жизни другой человек смирился бы с тем, что не принимает его небо…однако не потомка семьи гумеровых ( можно перевести как жизнелюбов). За долгие пять лет он успел по рекомендации директора, быть учителем физкультуры в родной школе. Закончить по направлению военкомата курсы шоферов, отслужить в армии водителем большегрузных КрАЗов в понтонном дивизионе в Венгрии, жениться на красавице, Минзиле - ханум, с которой сидел за одной партой, уехать в Узбекистан, и там, в ташкентском аэропорту поработать на спецмашине по контролю наземного навигационного оборудования. Семья увеличилась после рождения первенца, забот стало больше, но в год рождения сына (в будущем тоже пилота ГА ), удалось преодолеть все преграды и поступить в летное училище, как сам говорит, сесть в последний вагон мечты, т.к. истекал срок по приему на обучению по возрасту. Быстро пролетели 2 года и месяц учёбы, для старшины роты все давалось легко и радостно. На выпуске пилоту с такими данными и характеристикой учителей – инструкторов, полагался свободный диплом – значит выбор места работы, по личному желанию и Равис выбрал родную Башкирию. В отделе кадров сказали, нам такой пилот нужен и включили в АЭ командира Арсланбекова У.Х. И начались полеты вторым пилотом с грузом, с пассажирами, на химических работах в общем, полеты по всей Башкирии. Через два года КВС Ан-2, через пять лет подготовили в качестве пилота-инструктора вот тут и начались интересные полеты, тренировки, допуски, понижение метео минимумов и т.д. Все работы на этом самолете выполняли наши пилоты, даже сеяли пшеницу с самолета в распутицу, когда поджимали сроки окончания посевной. Как поделились воспоминаниями соратники. Байбурин Ф.Ш: «Пилот от бога, скромняга, всепогодный, допущен ко всем видам работ на этом самолете. Семьянин и пример детям. Старший летал с ним на Ан-2, младший военный летчик, после ухода на гражданку КВС Боинга 737». А друг, Радик Нигматович, после списания с Ту-134 и для восстановления на Ан-2,получил все допуски от товарища. Говорил, что с ним готов пойти на разведывательные полеты, это высшая оценка человеческих отношений. Было ли легко работать, и всегда ли все складывалось по документам и правилам? Конечно, и однозначно - нет. Документы регламентируют, а жизнь вносит коррективы… Поделился одним из многих полетов связанных с перегонкой самолетов в ремонт и из ремонта. Гоним в ремонт в Винницу. Осень погода «мрак». Добрались до пункта назначения, диспетчер говорит: - «Следуйте на запасной, ваш минимум не подходит» (это 80х900), а я в ответ: - «Буду садиться». Шум в эфире вызывает руководителя, крики « запрещаем», после освобождения полосы встречает РП и начинает перечислять мои нарушения. Я весь мокрый от посадки и возбужденный от адринолина в крови, протягиваю задание и киваю на самолет, заруливайте сами…я иду отдыхать. На следующий день с утра он успокоился, и я пришел в себя, переговорили и пришли к выводу не поднимать конфликт до инцидента, а продолжить дальнейший перегон до заводского аэродрома, который на удалении 4 км. И у них нет другой возможности переместить самолет, как не попросить нас. Мы вспомнили еще много случаев, когда пилот ходит по острию ножа; - «… то ли грудь в крестах, то ли голова в кустах». Ну как итог можно сказать:- «Небо меня не подвело ни - разу и я его тоже, верил и не усомнился в выборе профессии». Оба мои сына – летают и летали. Коллеги по достоинству оценили мой труд. Роль супруги неоценима, в работе пилота, и я готов еще и еще выразить признательность Ей за то, что «сомнениями себя не унижала». Рассматривая трудовую книжку в огромном списке поощрений и наградных знаков было; выдать 300 рублей за внедрение передовых технологий в обработке с/х угодий с помощью широкозахватной аппаратуры. Присвоен 1й класс пилота авиации – 1985г. Знак «Отличник Аэрофлота» - 95г. Грамоты и премии за работу в сводных отрядах по всему Союзу. За успешное освоение самолета Ан – 74, (с левого кресла на командирское кресло ). «Заслуженный пилот России» - 2004г. Так в общей сложности 40 лет и налет 16800 ( в пересчете 104 года выслуги). За этот период ни разу не уходил на запасной аэродром. Слова из стиха; - «И нам когда- то повезло, попасть в поклонники служители и все её приказы и капризы выполнять….» - это про меня, говорит Равис. Друзья отмечали, что он умел не только работать с душой и полной самоотдачей, но и отдыхать на рыбалке или охоте с ним всегда комфортно и спокойно, что часто не хватает на службе. А домашнее хозяйство содержит и все мастерит своими руками на зависть и загляденье. Хозяйка не нарадуется его умению делать все на отлично. На этом можно было бы закончить повествование, но не сказано еще одно; - «Патриотизм в заголовке» подтверждается тем, что возведение памятника в Ташлыкисеу к – 75годовщине Великой Победы по его личной инициативе и в основном на его средства радует общественность и хороший пример подрастающему поколению. Подрастающее поколение платит тем же. В школе, где учился и начинал работать, учителя и ученики создали музей с множеством экспонатов посвященный знаменитому земляку «Заслуженному пилоту России» РАВИСУ МАРДАНОВИЧУ ГУМЕРОВУ ! А на днях, он был удостоен знака «90 лет Башкирской авиации», и 40 лет его судьбы входят в историю, как история о достойном Человеке и, наверняка, мальчишки и девчонки последуют его - дорогой в небо, несмотря, ни на что.
Вот такие люди составляют большую часть нашего коллектива. Беседу записал и поделился Р.Ш.Габитов. 02. 11. 2023г. (1324)