Новости

15 / 11 / 23

Патриоты

Патриоты

    Патриоты или дела житейские неравнодушных   людей.

       В нашем коллективе есть люди, о которых можно слагать стихи и песни…а он утверждает (строчками из эпиграфа  профсоюзной организации), что я, один из тех: - «Кто не может не любить своих друзей и небо, и кто без них не может жить, как без воды и хлеба!». Речь пойдет о «Заслуженном пилоте России» -  Рависе Мардановиче  Гумерове.  Галерея наших  коллег, достойных описания жизненного пути, только ярче засверкает от его присутствия в ней.

        Как приходят в авиацию молодые ребята? Они осознанно «заболевают небом», когда слышат и видят впервые стальную птицу в бескрайнем просторе пятого океана. Когда земляки, герои  войны увлекательно рассказывают о том, что чувствует человек приобретший крылья. Наш герой, увидел крылатую птицу в 6 лет, и рассказывал, что долго бежал за ней, пока самолет не скрылся за горизонтом, а ему, казалось, вот - вот сядет и, запыхавшегося мальчишку возьмут на борт.  Родная деревня  Ташлыкисеу расположилась в одном из красивых мест  Башкортостана. Не высокие холмы и змейкой извивающиеся речушки, где можно наблюдать серебряные бока хариусов и  пескариков с « иллюминаторами» по всему телу, как у самолетов. Лесные угодья  в изобилии ягодами, грибами все богатства природы, чем пользовались сельчане. Здесь, в день юмора, в пятидесятом году прошлого века и родился наш герой. Семья обычная четверо детей;  отец -  Мардан  Хайбулович, прошел всю войну.  Сталинградцы  будут рады узнать, что бойцы сражались не щадя себя, но город не сдали фашистам!  Вернулся с наградами главное -  живой, хотя потерял руку.  Мама –  Рашида   Хусаиновна трудилась в тылу, приближала Победу.  Равис  рос среди сестер бойким и любознательным, так как был единственным мужчиной после папы в семье. Приходилось пасти  и скотину, и гусей, собирать в лесу ягоды, грибы. Как наказание работать на прополке  картошки и свеклы, но были и «величайшие удовольствия»; -  купание с  ватагой ребят в речушке, рыбалка на утренней зорьке, подвижные игры на свежем воздухе.  Эти воспоминания греют душу и теперь, даже, когда на озере в  Шмидтово,  вылавливаю килограммового карася, не доставляет столько радости, как пескарика в детстве, признавался Равис.  Когда исполнилось  7 лет, пошел приобретать знания. И уже в школе мечтатель, подробно ознакомился с будущей профессией благодаря учителю географии Султану  Гарееву, который провел всю войну в кабине штурмовика  Ил – 2.  Рассказы о героях первооткрывателях, героях  ВОВ все больше укрепляли мечту быть такими  же, как они. «Проглотил» всю художественную и военную литературу об авиации в   библиотеках  школы и избочитальни,  чем вызывал большой интерес у директора школы также военного летчика, который рассказывал о земляке из соседней деревни о  Фуате  Шариповиче Утяшеве. С легендарным руководителем Башкирской авиации ему еще придется лично встретиться в будущем, после окончания  Краснокутского  ЛУ.  А пока, закончил  10 классов с хорошей успеваемостью,  отличной физической подготовкой и твердым намерением стать летчиком. «Быстро слово сказывается,  да не быстро дело делается».  И удивительно, ему пришлось сделать пять попыток поступления в летные училища разных регионов, прежде чем сесть за парту для обучения. Пять попыток забрали пять лет жизни другой человек смирился бы с тем, что не принимает его небо…однако не потомка семьи  гумеровых  ( можно перевести как жизнелюбов). За долгие пять лет он успел по рекомендации директора, быть учителем физкультуры в родной школе.  Закончить по направлению военкомата курсы шоферов, отслужить в армии водителем большегрузных КрАЗов в понтонном  дивизионе в Венгрии, жениться на красавице,  Минзиле -  ханум, с которой сидел за одной партой, уехать в Узбекистан, и там, в ташкентском аэропорту поработать на спецмашине по контролю наземного навигационного оборудования. Семья увеличилась  после рождения первенца, забот стало больше, но в год рождения сына (в будущем тоже пилота  ГА ), удалось преодолеть все преграды и поступить в летное училище, как сам говорит, сесть в последний вагон мечты, т.к. истекал срок по приему на обучению по возрасту. Быстро пролетели 2 года и месяц  учёбы,  для старшины роты все давалось легко и радостно. На выпуске пилоту с такими данными  и характеристикой  учителей – инструкторов, полагался свободный диплом  –  значит выбор места работы, по личному желанию и  Равис  выбрал родную Башкирию.  В отделе кадров сказали, нам такой пилот нужен и включили в АЭ   командира  Арсланбекова У.Х.  И начались  полеты вторым пилотом с грузом, с пассажирами, на химических работах в общем, полеты по всей  Башкирии. Через два года  КВС  Ан-2, через пять лет подготовили в качестве пилота-инструктора вот тут и начались интересные полеты, тренировки,  допуски, понижение метео минимумов и т.д.  Все работы на этом самолете выполняли наши пилоты, даже сеяли пшеницу с самолета в распутицу, когда поджимали сроки окончания посевной.  Как поделились воспоминаниями соратники. Байбурин  Ф.Ш: «Пилот от бога, скромняга, всепогодный, допущен ко всем видам работ на этом самолете. Семьянин и пример  детям. Старший летал с ним на Ан-2, младший военный летчик, после ухода на гражданку  КВС  Боинга 737».  А друг,  Радик  Нигматович, после списания с  Ту-134 и  для восстановления на  Ан-2,получил все допуски  от товарища. Говорил, что с ним готов пойти на разведывательные полеты, это высшая оценка человеческих отношений. Было ли легко работать, и всегда ли все складывалось по документам и правилам?  Конечно,  и однозначно  - нет. Документы регламентируют, а жизнь вносит коррективы… Поделился одним из многих полетов связанных с перегонкой самолетов в ремонт и из ремонта. Гоним в ремонт в  Винницу. Осень погода «мрак». Добрались до пункта назначения,  диспетчер говорит: - «Следуйте на  запасной, ваш минимум не подходит» (это 80х900), а я в ответ: -  «Буду садиться». Шум в эфире вызывает руководителя, крики « запрещаем», после освобождения полосы встречает  РП и начинает перечислять мои нарушения. Я весь мокрый от посадки и возбужденный от адринолина  в крови, протягиваю задание и киваю на самолет, заруливайте  сами…я иду отдыхать. На следующий день с утра он успокоился, и я пришел в себя, переговорили и пришли к выводу не поднимать конфликт до инцидента, а продолжить дальнейший перегон до заводского аэродрома, который на удалении 4 км. И у них нет другой возможности переместить самолет, как не попросить нас. Мы вспомнили еще много случаев, когда пилот ходит по острию ножа; - «… то ли грудь в крестах, то ли голова в кустах». Ну как итог можно сказать:- «Небо меня не подвело ни - разу и я его тоже, верил и не усомнился в выборе профессии».  Оба мои сына – летают и летали.  Коллеги по достоинству оценили мой труд. Роль супруги неоценима, в работе пилота, и я готов еще и еще выразить признательность  Ей за то, что «сомнениями  себя не унижала». Рассматривая трудовую книжку в огромном списке поощрений и наградных знаков было; выдать 300 рублей за внедрение передовых технологий в обработке  с/х  угодий с помощью широкозахватной  аппаратуры. Присвоен  1й класс пилота авиации – 1985г. Знак «Отличник  Аэрофлота» - 95г. Грамоты и премии за работу в сводных отрядах по всему  Союзу. За успешное освоение самолета  Ан – 74, (с левого кресла на командирское кресло ). «Заслуженный пилот  России» - 2004г.  Так в общей сложности  40 лет и налет 16800 ( в пересчете 104 года выслуги). За этот период ни разу не уходил на запасной аэродром. Слова из стиха; - «И нам когда- то повезло, попасть в поклонники служители и все её приказы  и капризы выполнять….» - это про меня, говорит Равис.  Друзья отмечали, что он умел не только работать с душой и полной самоотдачей, но и отдыхать на рыбалке или охоте с ним всегда комфортно и спокойно, что часто не хватает на службе. А домашнее хозяйство содержит и все мастерит своими руками  на зависть и загляденье. Хозяйка не нарадуется его умению делать все на  отлично. На этом можно было бы закончить повествование, но не сказано еще одно; - «Патриотизм в заголовке»  подтверждается тем, что возведение памятника в  Ташлыкисеу   к – 75годовщине  Великой  Победы по его личной инициативе и в основном на его средства радует общественность и хороший пример подрастающему поколению. Подрастающее поколение платит тем же.  В школе,  где учился и начинал работать, учителя и ученики создали музей с множеством экспонатов посвященный знаменитому земляку  «Заслуженному пилоту России»  РАВИСУ  МАРДАНОВИЧУ  ГУМЕРОВУ !   А на днях, он был удостоен знака  «90 лет  Башкирской авиации», и 40 лет его судьбы входят в  историю, как история о  достойном  Человеке  и, наверняка, мальчишки и девчонки  последуют его -  дорогой в небо, несмотря, ни на что.    

   Вот такие люди составляют большую часть нашего коллектива. Беседу записал и поделился  Р.Ш.Габитов.      02. 11.  2023г.                        (1324)